filmgourmand

Category:

Годы и фильмы: 1948 год

Лучшим фильмом мирового кинематографа 1948 года, по версии FilmGourmand'а, признан фильм "Похитители велосипедов". Режиссёр - Витторио Де Сика.

Сценарий фильма был написан группой сценаристов во главе с Чезаре Дзаваттини, состоявшим на тот момент в Итальянской коммунистической партии. Основой сценария послужил одноименный роман малоизвестного в то время писателя Луиджи Бартолини.

Ни одна итальянская кинокомпания не захотела финансировать съемки фильма по этому сценарию. Витторио Де Сика вынужден был собирать деньги на реализацию этого проекта по своим друзьям. Удалось собрать 133 тысячи долларов (эквивалентно примерно полутора миллионам долларов сегодня). В связи с этим на главные роли были приглашены непрофессиональные актёры. Исполнитель главной роли - Ламберто Маджорани - был простым токарем на фабрике, а его жену играла журналистка. Правда, для озвучания диалогов главного героя Де Сика привлёк профессионального актёра, за что впоследствии был подвергнут критике со стороны Лукино Висконти.

Но не только Висконти критиковал фильм. Даже сам автор романа - Луиджи Бартолини - был очень недоволен фильмом, обвиняя авторов фильма в том, что они извратили дух его романа, поскольку главный герой в книге - интеллигент, представляющий средний класс, а не рабочий. 

Писатель, недовольный тем, как экранизировано его литературное произведение, - скорее, правило, чем исключение. Такие писатели образуют длинный-длинный ряд, в который выстроились и Кен Кизи ("Пролетая над гнездом кукушки"), и Стивен Кинг ("Сияние"), и братья Стругацкие ("Сталкер"), и Владимир Богомолов ("В августе 44-го..."), и многие другие. Пожалуй, только Айра Левин остался доволен экранизацией его романа ("Ребёнок Розмари").

Были и другие критические замечания в адрес картины. Так, некоторые итальянские критики называли фильм "марксистской притчей", в которой в неприглядном свете изображён итальянский народ. А критики левых взглядов, напротив, отмечали, что фильм "слишком чаплинский", и ему не хватает социальной критичности по отношению к буржуазному обществу.

Но всё же подавляющее большинство зрителей и специалистов восторженно восприняли фильм. Иногда "Похитителей велосипедов" называют вершиной если и не всего итальянского кинематографа, то уж как минимум, такого направления, как итальянский неореализм.

В своей рецензии на этот фильм, написанной в 1999 году, то есть более полувека спустя после выхода фильма на экраны, Роджер Эберт, оценивший фильм 4-мя звездами из 4-х возможных и включивший его в свой список величайших фильмов, писал: «"Похитители велосипедов" настолько прочно зарекомендовал себя как официальный шедевр, что и через много лет осознаешь, что он по-прежнему обладает силой и свежестью. Получивший в 1949 году почетный "Оскар", по праву признанный одним из величайших фильмов всех времен, почитаемый как один из краеугольных камней итальянского неореализма, это очень простой и в то же время мощный фильм о человеке, которому просто нужна работа.»

Выдающийся советский кинорежиссёр Марлен Хуциев вспоминал: "Мы с моим другом Феликсом Миронером зашли на дневной сеанс в кинотеатр на Лосиноостровской (в Лосинке мы жили в общежитии). На афише значилось: «Похитители велосипедов». Из зала мы вышли потрясенные. Картина произвела оглушительное впечатление. Что мы знали об этой, чужой для нас стране? Что итальянцы были нашими врагами, фашистами, что у них был дуче, что они вели войну в Абиссинии. А в этом фильме увидели обыкновенных людей, которые бедствуют, ищут работу, любят, надеются."

Фильм получил 18 кинонаград, в том числе самые престижные: Оскар, Золотой Глобус, БАФТА, датский BODIL, специальный приз жюри международного кинофестиваля в Локарно.

Фильм вполне окупился в прокате, поскольку только за первый год демонстрации только в США кассовые сборы троекратно превысили затраты на его производство. 74% пользователей IMDB и Кинопоиска по всему миру поставили этому шедевру Витторио Де Сика оценки 8 и выше.

Учитывая все выше перечисленные показатели фильма, согласно Методологии FilmGourmand'а его рейтинг определён в размере 10,151, благодаря чему он занял 35-е место в Золотой Тысяче.

Кроме фильма "Похитители велосипедов" в десятку лучших фильмов 1948-го года, по версии FilmGourmand'а, вошли следующие фильмы:

- Гамлет, режиссёр Лоуренс Оливье, Великобритания. Рейтинг фильма - 9,896; 51-е место в Золотой Тысяче.

- Сокровища Сьерра Мадре, режиссёр  Джон Хьюстон, США. Рейтинг фильма - 8,680; 252-е место в Золотой Тысяче.

- Германия, год нулевой, режиссёр  Роберто Росселлини, Италия. Рейтинг фильма - 8,417; 353-е место в Золотой Тысяче.

- Первоклассница, режиссёр  Илья Фрэз, СССР. Рейтинг фильма - 8,057; 640-е место в Золотой Тысяче.

- Веревка, режиссёр  Альфред Хичкок, США. Рейтинг фильма - 7,993; 721-е место в Золотой Тысяче.

- Поиск, режиссёр  Фред Циннеман, Швейцария. Рейтинг фильма - 7,957; 777-е место в Золотой Тысяче.

- Письмо незнакомки, режиссёр  Макс Офюльс, США. Рейтинг фильма - 7,951; 788-е место в Золотой Тысяче.

- Красные башмачки, режиссёры  Майкл Пауэлл, Эмерик Прессбургер, Великобритания

- Оливер Твист, режиссёр Дэвид Лин, Великобритания


10 наиболее "киногеничных"*, на наш взгляд, событий 1948-го года:

- Убийство Ганди. В Индии застрелен Махатма Ганди.

- Образование Израиля. Образовано независимое государство Израиль. Сразу же началась первая арабо-израильская война.

- Формирование социалистических государств в Европе. В Албании, Венгрии, Польше, Румынии и Чехословакии происходили социалистические преобразования.

- Разделение Кореи. На севере Корейского полуострова образована независимая Корейская народно-демократическая республика во главе с Ким Ир Сеном. На юге полуострова провозглашена Республика Корея.

- Первый Берлинский кризис. В Германии разразился так называемый «Первый Берлинский кризис», вызванный сепаратной денежной реформой, проведённой в западных зонах Германии и Берлина, и ответными шагами советской администрации в виде блокирования всех транспортных путей к Западному Берлину.

- Резня в Индонезии. Прокоммунистические силы Индонезии совершили попытку осуществления социалистической революции и провозглашения советской республики. Правительственные войска жёстко подавили попытку. Около 8 тысяч участников революции и её руководители были уничтожены.

- План Маршалла. Президент США Гарри Трумэн подписал «План Маршалла», по которому 16 западноевропейским странам была предоставлена экономическая помощь на сумму 100 миллиардов долларов (в ценах 2016 г.). Одной из главных целей «Плана Маршалла» провозглашалось противодействие распространению коммунизма.

- Депортация литовцев. В СССР была осуществлена самая массовая депортация жителей Литвы: более 40 тысяч человек были насильно вывезены в Сибирь.

- Ашхабадское землетрясение. В СССР, в столице Советской Туркмении, г. Ашхабаде произошло сильное землетрясение, погибло 110 тыс. человек.

- Возобновление Олимпиад. Впервые, после 12-летнего перерыва, состоялись V Зимние Олимпийские игры в Санкт-Морице (Швейцария) и XIV Летние Олимпийские игры в Лондоне (Великобритания).


Кроме того, родилась Доминик Санда, умер Сергей Эйзенштейн.


*-Под "киногеничными" в настоящем контексте мы подразумеваем события, которые либо уже нашли свое отражение в мировом кинематографе, либо вполне заслуживают того, чтобы стать основой сюжета будущего фильма.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.