filmgourmand

Category:

Годы и фильмы: год 1947-й. И снова - Чаплин

Лучшим фильмом 1947-го года, по версии FilmGourmand'а, признан фильм Чарльза Чаплина "Месье Верду". Хотим напомнить, что другой фильм Чаплина - "Великий диктатор" - так же был признан лучшим фильмом года, но 1940-го. 

Трудно со 100-процентной уверенностью сказать, кто был автором сценария этого фильма. Орсон Уэллс утверждал, что, якобы, он написал сценарий и пригласил Чарли Чаплина сыграть в нем главную роль. Но, якобы, Чаплин захотел сам выступить в роли режиссёра. Уэллс с этим согласиться не мог, поскольку, по его мнению, "как актёр Чаплин был гением, а как режиссёр - так себе". (Иными словами, не чета самому Уэллсу.) А потом Чаплин попросту присвоил себе сценарий.

Чаплин же эту историю представлял иначе. По его словам, Уэллс не имел никакого сценария, а лишь идею сделать несколько документальных кинозарисовок (то, что сегодня называется "реконструкция") о похождениях известного женоубийцы Ландрю, настоящего французского "Синей Бороды". И Чаплину, действительно, предлагалась роль этого самого Ландрю в этих реконструкциях.

Чаплину предложение показалось слишком мелким. Он решил сделать полнометражный художественный фильм. А за идею он, по взаимной договорённости, заплатил Уэллсу пять тысяч долларов (сегодня это примерно 60 тысяч долларов). Судя по тому, что в титрах к фильму имя Уэллса значится как автора идеи, и нет никаких сведений о каких-либо судебных претензиях к Чаплину со стороны Уэллса, всё было именно так, как описывал Чаплин.

Впрочем, кто их разберёт, этих великих? Но, как бы то ни было, в результате родился очередной киношедевр Чарли Чаплина. 14 апреля состоялась премьера этого фильма в Нью-Йорке. Но! Сказать, что публика приняла фильм холодно, - ничего не сказать. Демонстрации фильма сопровождались пикетами, протестами. В ряде штатов местные цензорские комитеты попросту запретили показ фильма. Католические организации требовали вообще выслать Чаплина из страны. 

Отдельные положительные отзывы кинокритиков были чрезвычайно редкими, поскольку в сложившихся условиях требовали определённого гражданского мужества и не сулили никакой материальной выгоды. Как отмечает современный американский кинодеятель Альфред Икер "Лишь Джеймс Эйджи, Кеннет Анже и Босли Кроузер были среди немногих знаменитостей, которые пошли против течения и спели похвалы фильма, объявив его шедевром." Что говорить, если даже Роджер Эберт и даже гораздо позже, в начале 70-х, осмелился лишь вскользь, в рецензии на другой шедевр Чаплина, упомянуть "Месье Верду" и то - как пример провала великого Мастера у критиков.) Короче, вскоре после премьеры фильм был снят с экранов США. На долгие 17 лет.

Принимая все эти обстоятельства во внимание, можно понять, почему Американская киноакадемия осмелилась выдвинуть шедевр Чарльза Чаплина только в одной номинации - за лучший сценарий. Но только номинировать: Оскар в этой номинации был присужден Сидни Шелдону за сценарий к фильму "Холостяк и девчонка". Хороший фильм? Я, честно говоря, никогда раньше о нём не слышал.

Впрочем, говорить о провале фильма как произведения искусства не приходится, поскольку в то же время в Европе, в особенности, во Франции фильм пользовался большим успехом. А в Дании фильм получил престижную премию Bodil как лучший американский фильм.

Известный французский кинокритик Жак Лурселль в своей рецензии на фильм Чаплина писал: "Мсье Верду наполнен блестящим чёрным юмором, близким к карикатуре, достигающим высшей точки...Конечно, Мсье Верду в первую очередь стремится быть кровавым аттракционом. И всё-таки, неизбывная чаплинская склонность к человеколюбию проявляет себя даже здесь, подобно слабому свечению, поднимающемуся из глубин посреди океана цинизма и насмешек."

Уже в XXI-м веке один из самых известных и плодовитых американских кинокритиков (автор рецензий на 10 тысяч фильмов за 17 лет), Деннис Шварц отметил: "Месье Верду" остается необычайно провокационной сатирической черной комедией, настоящей бомбой, которая дает большое ощущение политической широты Чаплина, даже большее, чем его предыдущая работа (имеется в виду "Великий диктатор" - FG)». 

В чём же причина столь неоднозначного восприятия одного и того же киношедевра в разных странах? Главная причина - социально-политическая обстановка в США в 1947 году. Из предыдущего поста рубрики "Годы и фильмы", посвященного 1946-му году, может быть известно, что незадолго до выхода фильма на экраны находившийся в США Уинстон Черчилль заявил о «железном занавесе» и положил тем самым начало "холодной войне". А чуть ли не накануне премьеры фильма президент США Гарри Трумэн, выступая в американском Конгрессе, сформулировал внешнеполитическую программу США («доктрина Трумэна»), согласно которой США должны поддерживать всех, кто выступает против агрессивных поползновений со стороны тоталитарных режимов. В СССР эта доктрина была охарактеризована как неприкрытая программа построения однополярного мира и сдерживания СССР. Чарли Чаплин же, по мнению американского истэблишмента, представлял прокоммунистические силы, симпатизирующие Советскому Союзу. Многие в Америке не могли простить Чаплину то, что начиная с 1942 года великий актёр и режиссёр вел активную кампанию за открытие "Второго фронта" в целях оказания реальной помощи Советскому Союзу в его борьбе против нацистской чумы. Многие сенаторы и конгрессмены готовы были поддержать вышеупомянутые требования некоторых радикальных католических организаций по выдворению Чаплина из страны. И только страх, что они могут оказаться персонажами очередного сатирического киношедевра великого Мастера, удерживал их от принятия соответствующего официального решения.

Впрочем, пять лет спустя американский истэблишмент реализовал свою мечту и обманным путём выдавил Чарли Чаплина из страны - "оплота демократии".

Спустя 17 лет после первой премьеры, в 1964 году, после окончания "эпохи маккартизма", фильм Чарли Чаплина вновь был выпущен на экраны американских кинотеатров. В рецензии, опубликованной в The New York Times на следующий день после повторной премьеры, изложена главная идея фильма, далеко не всем понятная с первого взгляда: "Дело в том, что отдельный убийца - «мелкий бизнесмен в убийстве», как говорит главный герой, - считается преступником, но крупному бизнесмену, производителю боеприпасов, способствующих массовому убийству, и профессиональным солдатам, осуществляющим массововые убийства, оказывают большие почести и предоставляют крупные денежные вознаграждения.- Charles Chaplin in ‘Monsieur Verdoux’ Returns for First Time Since '47 - The New York Times, July 4, 1964 Весьма характерно, что, несмотря на "свободу прессы", автор этой рецензии не осмелился обнародовать своё имя.

Впрочем, несмотря на все симпатии Чарльза Чаплина к Советскому Союзу, в СССР фильм не демонстрировался. Видимо, вывод главного героя "Убей одного - и ты убийца. Убей миллионы - и ты герой" никак не мог прийтись по вкусу коммунистическим вождям.

Но несмотря на все проблемы, сопровождавшие прокат фильма в разных странах, кинозрителями фильм был оценен весьма высоко. 69% пользователей IMDB и Кинопоиска по всему миру поставили фильму оценки 8 и выше.

По версии FilmGourmand'а фильм "Месье Верду" имеет рейтинг 8,255 и занимает 439-е место в Золотой Тысяче.

Кроме "Месье Верду" в десятку лучших фильмов 1947 года по версии FilmGourmand'а вошли следующие фильмы:

- Набережная ювелиров (Набережная Орфевр), режиссёр Анри-Жорж Клузо, Франция. Рейтинг фильма - 8,205; 466-е место в Золотой Тысяче

- Чудо на 34-й улице, режиссёр Джордж Ситон, США. Рейтинг фильма - 7,892; 859-е место в Золотой Тысяче 

- Призрак и миссис Мьюр, режиссёр Джозеф Лео Манкевич, США. Рейтинг фильма - 7,872; 887-е место в Золотой Тысяче

- Из прошлого, режиссёр Жак Турнёр, США

- Леди из Шанхая, режиссёр Орсон Уэллс, США

- Рассказ домовладельца (Жизнеописание «некоего господина» из барака), режиссёр Ясудзиро Одзу, Япония

- Черная полоса, режиссёр Дэлмер Дэйвс, США

- Выбывший из игры, режиссёр Кэрол Рид, Великобритания

- Грубая сила, режиссёр Жюль Дассен, США


10 наиболее "киногеничных"*, на наш взгляд, событий 1947-го года:

- Начало "холодной войны". В целях борьбы с распространением коммунизма, президент США Гарри С. Трумэн подписал Акт Конгресса, который предоставил Турции и Греции военную и экономическую помощь на сумму 400 миллионов долларов. Американский финансист и советник президента Бернард Барух запустил в оборот словосочетание «холодная война» как характеристику отношений США и СССР.

- Голод в СССР. В СССР достиг своего пика голод, начавшийся в 1946 году. По некоторым оценкам, в 1946-47 годах от голода умерло от одного до полутора миллиона человек.

- Независимость Индии. Власти Великобритании приняли Акт о предоставлении независимости Индии. При этом территория бывшей Британской Индии была разделена на мусульманские и немусульманские зоны. Это разделение привело к кровавым столкновениям, в которых погибло до 1 миллиона человек, а также к массовым миграциям, в процессе которых «потерялось» до 4 миллионов человек.

- Президентство Берута. В результате фальсифицированных выборов польского Сейма (парламента), осуществлённых в условиях террора и запугивания, Президентом Польши избран Болеслав Берут, коммунист, сторонник жесткой сталинистской политики.

- Розуэлльский инцидент. В США было зафиксировано первое в уфологии сообщение об НЛО.

- Государственный переворот в Венгрии. Демократически избранный премьер-министр Ференц Надь в связи с захватом коммунистами, поддерживаемыми Советской армией, сына в заложники вынужден был подать в отставку. Пост премьер-министра перешёл к лидеру коммунистов Матиашу Ракоши. 

- Пролог «охоты на ведьм». В США подписан приказ президента о проверке лояльности государственных служащих – предтеча маккартизма и «охоты на ведьм».

- Зарождение государства Израиль. Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о разделении Палестины на арабскую и еврейскую зоны. Тем самым, была создана важнейшая предпосылка для создания государства Израиль. Данное решение вызвало недовольство арабских стран и послужило основой для будущих арабо-израильских войн. 

- Взрыв в Тексас-Сити. Пожар на борту французского судна «Гранкан» (фр. Grandcamp) привёл к детонации около 2100 тонн нитрата аммония (аммиачной селитры), что повлекло за собой цепную реакцию в виде пожаров и взрывов на близлежащих кораблях и нефтехранилищах. Всего в результате данной трагедии погибло более полутора тысяч человек, ещё несколько сот человек пропали без вести. Порт и значительная часть города были полностью разрушены, многие предприятия были сравнены с землей или сгорели.

- Крушение Кон-Тики. Плот Тура Хейердала из бальзового дерева врезался в риф Рароя на островах Туамоту после 101-дневного плавания протяженностью 4300 миль через восточную часть Тихого океана. Тем самым было доказано, что доисторические народы могли путешествовать на острова центральной части Тихого океана из Южной Америки



Кроме того, родились Елена Соловей, Ольга Остроумова, Марина Неёлова, Наталья Варлей. Умер Эрнст Любич.


*-Под "киногеничными" в настоящем контексте мы подразумеваем события, которые либо уже нашли свое отражение в мировом кинематографе, либо вполне заслуживают того, чтобы стать основой сюжета будущего фильма.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.