filmgourmand

Category:

День рождения Туза. В Рукаве

14 июня 1951 года в Альбукерке, Нью-Мексико (США) состоялась премьера фильма - «Туз в рукаве». Режиссёр – Билли Уайлдер. 29 июня премьера этого фильма прошла и в Нью-Йорке. 

Представьте себе такую ситуацию: на экраны кинотеатров выходит фильм кинорежиссёра, который к этому времени уже получил три Оскара, а предыдущий его фильм получил 4 Золотых Глобуса и 3 Оскара. И практически сразу, 30 июня 1951 г.,  известный кинообозреватель газеты «Нью-Йорк Таймс», рупора Демократической партии США, Босли Кроузер разразился рецензией, квинтэссенцией которой является следующий пассаж: «Грязная и циничная драма коррумпированного газетчика, поставленная на фоне ужасной панорамы больной толпы, преподносится со всем жгучим эффектом гневной пощечины "Туза в рукаве", новой картины Билли Уайлдера…. Но, к сожалению, в его демонстрации трюков и обманов, с помощью которых недобросовестный репортер … из простой аварии в пещере воздвигает стихийное бедствие национального масштаба, г-н Уайлдер позволил воображению настолько овладеть своей историей, что она представляет собой не только искажение журналистской практики, но и нечто вроде драматического гротеска. Вне всякого сомнения, режиссер проделал впечатляющую работу, представив чудовищную вульгарность поведения толпы под влиянием странной катастрофы... «Туз в рукаве» - очень слабый фильм с плохо построенным сюжетом, зависящим от предположений, которые не только наивны, но и абсурдны.»

А вдогонку рецензии газеты «Нью-Йорк Таймс» уже специализированное издание – «Голливудский репортер» -  назвал этот фильм "безжалостным и циничным зрелищем, ...искаженным исследованием коррупции и психологии толпы, которое ... есть не что иное, как наглая, неуместная пощечина двум уважаемым и наиболее эффективным американским институтам - демократическому правительству и свободной прессе." 

Вам это ничего не напоминает? У меня лично при чтении этих статей сразу возникла ассоциация с докладом товарища Жданова, в котором он примерно в той же стилистике и тех же выражениях громил Анну Ахматову и Михаила Зощенко. Но мы сейчас не об общности американского истэблишмента и сталинской правящей верхушки. Мы о том, что американский массовый кинозритель внял доводам «свободной журналистики», и, как следствие, фильм «Туз в рукаве» провалился в американском прокате.  

Однако, затем фильм попал в европейский прокат. И более того, был номинирован на «Золотого Льва» на Венецианском международном кинофестивале. Да, фильм не получил ни Золотого, ни Серебряного Льва. И это вполне объяснимо, поскольку эти награды достались соответственно «Расёмону» Акиры Куросавы и «Трамваю «Желание» Элиа Казана. Но жюри Венецианского кинофестиваля, признавая неоспоримые достоинства произведения Уайлдера, присудило ему Международную премию за лучший сценарий.

После этого успеха продюсеры «Туза в рукаве» попытались снова организовать прокат фильма в американских кинотеатрах, но уже под новым названием: The Big Carnival. Но фильм снова провалился.

Но на этом злоключения фильма не закончились. Дело в том, что сразу же после выхода фильма на экраны американских кинотеатров некий Виктор Десни подал на Билли Уайлдера иск в суд на том основании, что ещё в ноябре 1949 года он, В.Десни, контактируя с секретаршей Уайлдера, предложил экранизировать историю спелеолога Флойда Коллинза, с которым в 1925 году случилась трагедия, аналогичная той, что описана в фильме, и, следовательно, Уайлдер является плагиатором. Первое судебное слушание по этому делу закончилось в пользу режиссёра и кинокомпании на том основании, что история Флойда Коллинза была известна всем и не представляет каких-либо авторских прав.

Но Виктор Десни был настойчив (ещё бы не быть настойчивым при той бешеной атаке американского журналистского сообщества на картину Билли Уайлдера!) и подал апелляцию. Повторное рассмотрение дела в Верховном Суде штата Калифорния закончилось в пользу Десни, и он получил от кинокомпании и режиссёра 14 350 долларов, что эквивалентно 132 000 долларов в 2018 году. Бизнес по-американски: пообщался с секретаршей знаменитого на весь мир кинорежиссёра – и, пожалуйста, получи круглую сумму!

В 1952 году коллеги Уайлдера по кинематографическому цеху выдвинули фильм на соискание Оскара, но только в одной номинации - «Лучший сценарий». Но только номинацией дело и закончилось. А Оскара в этой номинации получил сценарист весьма средненького мюзикла-мелодрамы «Американец в Париже».

Прошли годы, и вот уже король американской кинокритики, один из немногих уважаемых нами кинокритиков, Роджер Эберт в 2007 году пытается и воздать фильму должное, и как бы объяснить причины неудач фильма в прокате. Оценив фильм по максимуму - 4-мя звездами из 4 возможных - и включив его в свой список "Великих фильмов", в своей рецензии, озаглавленной "Грязный гнилой негодяй", он пишет: «Туз в рукаве» Уайлдера – это «портрет гнилой журналистики и ненасытного аппетита публики к ней. Легко обвинять прессу в ее портретах саморазрушающихся знаменитостей, распутных проповедников, коррумпированных политиков или хвастливых серийных убийц, но кто любит эти истории? Публика любит. Уайлдер, верный этому видению и опередивший свое время, снял фильм, в котором единственными хорошими людьми являются жертва и его врач. Вместо того, чтобы обвинять журналиста, который руководит медиа-цирком, он одинаково жесток с экскурсантами, которые платят вход по 25 центов. Здесь никто не сходит с крючка. … Суровый портрет американского медиа-цирка ужаснул критиков и оттолкнул публику. … Хотя фильму 56 лет, я обнаружил во время просмотра его снова, что он все еще сохраняет всю свою мощь. Фильм нисколько не устарел, потому что Уайлдер и его соавторы, Уолтер Ньюман и Лессер Сэмюэлс, были такими точными и острыми [в созданных ими диалогах]».

В 2017 году (66 лет после премьеры!) «Туз в рукаве» включен в Национальный реестр фильмов США, в котором собраны лучшие фильмы, имеющие культурное, историческое или эстетическое значение. Хотя статут этого реестра позволяет включать в этот реестр уже через 10 лет после выхода фильма на экраны. И это при том, что более 71% пользователей порталов IMDB и Кинопоиска по всему миру поставили этому фильму оценку 8 и выше.

По версии FilmGourmand'а фильм имеет рейтинг 8,107 и занимает 582-е место в Золотой Тысяче. Опять же, в отличие от общепринятого определения жанра данного фильма как фильм-нуар ФильмГурман классифицирует его как профессиональную драму. Ведь не случайно на этот фильм ополчились представители преимущественно одной профессии (говорят, второй древнейшей) – журналистики.

И – да – в СССР фильм не демонстрировался. 

И ещё – в порядке заключения. Американский режиссёр Кэмерон Кроу в течение ряда лет, начиная с 1995 года, общался с Билли Уайлдером и в конце концов все накопленные разговоры, интервью и т.д. издал в виде книги «Знакомьтесь: Билли Уайлдер». Среди прочих многочисленных вопросов, заданных мэтру Кэмероном Кроу, был вопрос об его отношении к обвинениям в цинизме, содержавшимся в вышеупомянутых статьях американских кинокритиков в 50-х годах. Ответ был следующим: «В тот день, когда у нас был предпросмотр картины (Туз в Рукаве), на бульваре Уилшир произошел несчастный случай. Кажется, за рулем была женщина. Она не справилась с управлением и вылетела из машины. Они ее куда-то оттащили. Я увидел фотографа, который все это щелкал, и сказал ему: «Найдите телефон, позвоните в полицию, вызовите скорую!» А он и говорит: «Это не ко мне, мое дело — снимать». Вот что такое цинизм.»


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.