filmgourmand

Categories:

Годы и фильмы: год 1942

Лучшим фильмом мирового кинематографа 1942 года, по версии FilmGourmand'а, признан фильм "Касабланка". Режиссёр Майкл Кёртиц.

К такому выводу позволяет прийти совокупность следующих показателей: 

- 77% пользователей IMDB и Кинопоиска по всему миру поставили фильму 8 и более баллов; 

- При бюджете чуть меньше миллиона долларов фильм собрал по всему миру почти 7 миллионов долларов, что для военного времени - небывалый успех. 

- И, наконец, фильм получил три номинации на Оскар, из которых выиграл три - самые основные. 

Что касается отзывов кинокритиков, то преобладают хвалебные отзывы. Хотя хватает и негативных. Причём, что характерно, негативные отзывы исходили, в основном, от европейских критиков (Жорж Садуль, Умберто Эко), а хвалебные - от американских. Например, Роджер Эберт, поставивший фильму 4 звезды из 4-х возможных и включивший его в свой список "Великих фильмов", в своей рецензии от 1996 года писал: "Стилистически фильм не столько блестящий, сколько абсолютно чистый, безупречный ... Смотрю фильм снова и снова, год за годом, и каждый раз нахожу в нём что-то новое..."

На основе указанных показателей рейтинг фильма "Касабланка" по версии FilmGourmand'а составил 8,640. Фильм занимает 267-е место в Золотой Тысяче FilmGourmand'а.

А между тем, никто из авторов фильма не собирался делать шедевр. Как писал всё тот же Эберт, "Никто из «Касабланки» не думал, что они делают отличный фильм. Это был просто очередной релиз Warner Bros". То есть, предполагался очередной, проходной, дежурный фильм. Более того, у исполнителей главных ролей головы были заняты совсем другими мыслями. 

Ингрид Бергман рвалась на съемки фильма "По ком звонит колокол", бюджет которого в три с лишним раза превосходил бюджет "Касабланки". К тому же, режиссёр ни до начала, ни во время съемок не объяснил Актрисе, кого же она должна любить по фильму. 

А Хамфри Богарт впервые в своей творческой биографии выступал в амплуа "героя-любовника". До этого он играл исключительно в гангстерских и криминальных боевиках. А тут пришлось играть любовь с актрисой, которая была на 5 сантиметров выше ростом, и приходилось не забывать вовремя подставлять скамеечку. К тому же, незадолго до съемок жена Богарта в припадке ревности пырнула его ножом, и он страшно боялся дать ей ещё один повод для ревности. Боялся не столько за себя, сколько за Ингрид Бергман.

Короче, получился шедевр не благодаря, а вопреки. Один из кинокритиков назвал этот фильм "ошеломительной случайностью". А один из соавторов сценария фильма, Хауард Кох, так написал об успехе фильма: "В самые темные дни Второй мировой войны, сотни людей собрались вместе, чтобы создать стандартный развлекательный фильм о любовной интриге. Но благодаря их таланту, вкусам, интуиции и моральным убеждениям, фильм "Касабланка" стал вневременной, волшебной, жизнеутверждающей притчей о долге и любви".

Но, справедливости ради, следует отметить, что успех фильма случился не только благодаря талантам его создателей. Во многом успех фильма был обусловлен тем, что он был сделан и выпущен на экраны как никогда вовремя. Изначально премьера фильма планировалась на начало 1943 года. Но в начале ноября англо-американские войска освободили город Касабланку от немецко-фашистских захватчиков. И название города буквально не сходило с первых полос газет в США и Великобритании. Тем более, что в прессу просочилась информация о запланированной на начало 1943 года встрече Рузвельта и Черчилля всё в той же Касабланке. И тогда продюсерами картины дата премьеры в Нью-Йорке была перенесена на 26 ноября 1942 года.  Газетные публикации об успехах союзных войск в Северной Африке и предстоящей конференции сыграли роль дополнительной и мощной рекламы.

Кроме "Касабланки" в "десятку" лучших фильмов 1942 года по версии FilmGourmand'а вошли следующие кинокартины:

- Быть или не быть, режиссёр Эрнст Любич, США. Рейтинг фильма - 8,149; 528-е место в Золотой Тысяче.

- Cлучай в Окс-Боу, режиссёр Уильям Уэллмен, США. Рейтинг фильма - 7,953; 784-е место в Золотой Тысяче.

- Был отец, режиссёр Ясудзиро Одзу, Япония. Рейтинг фильма - 7,882; 872-е место в Золотой Тысяче.

- Вперед, путешественник, режиссёр Ирвинг Раппер, США. Рейтинг фильма - 7,868; 892-е место в Золотой Тысяче.

- Майор и малютка, режиссёр Билли Уайлдер, США.

- Машенька, режиссёр Юлий Райзман, СССР.

- Вечерние посетители, режиссёр Марсель Карне, Франция.

- Аники Бобо, режиссёр Мануэл ди Оливейра, Португалия.

- Сказки Манхэттена, режиссёр Жюльен Дювивье, США.


10 наиболее "киногеничных"*, на наш взгляд, событий 1942-го года:

- Сталинград. На протяжении большей части этого года Красная Армия продолжала отступать под натиском войск нацистской Германии и её союзников. Лишь в конце года удалось остановить наступление гитлеровских войск под Сталинградом. Битва под Сталинградом стала поворотным моментом в Великой Отечественной войне и во Второй мировой войне в целом.

- Начало Холокоста. Нацистское руководство Германии на конференции в Ванзее приняло решение об «окончательном решении еврейского вопроса» – уничтожении евреев во всей Европе. 

- Лидице. В Чехословакии в ответ на убийство чешскими патриотами нацистского авторитета Рейнхарда Гейдриха уничтожено население поселка Лидице.

- Манхэттенский проект. В ряде стран – США, Великобритании, Германии, Японии – были запущены государственные программы по созданию ядерного оружия.  США и Великобритания договорились об объединении усилий в создании ядерного оружия.

- Зарождение ООН. 26 стран подписали Декларацию Объединённых Наций – началось формирование ООН.

- Караван PQ 17. Двадцать четыре корабля потоплены немецкими бомбардировщиками и подводными лодками после того, как Караван PQ 17 с товарами по ленд-лизу для Советского Союза был рассредоточен в Северном Ледовитом океане, чтобы уклониться от немецкого линкора "Тирпитц".

- Партийная чистка в Китае. В Китае стартовала чистка в Компартии, инициированная Мао Цзэ-дуном с целью  устранения конкурентов.

- Штрафбаты. В Красной Армии начали создаваться штрафные роты и батальоны.

- "Матч смерти". В столице Украины Киеве состоялся футбольный матч между киевским "Динамо" и командой «Flakelf», собранной из солдат и офицеров германской армии. За победу над германской командой часть игроков киевского "Динамо" была расстреляна, часть - заключена в концлагерь.

- "Ржевская мясорубка". Началась битва подо Ржевом. Точные потери Красной Армии в этой битве неизвестны до сих пор. По некоторым оценкам, эти потери достигают 2,3 миллиона человек. В последние годы появилось объяснение, что задача Ржевской битвы и столь массовых потерь сводилась к тому, чтобы не позволить германской армии перебросить воинские части под Сталинград.


Кроме того, родились Мартин Скорсезе, Вернер Херцог, Валентина Титова, Маргарита Терехова.


*-Под "киногеничными" в настоящем контексте мы подразумеваем события, которые либо уже нашли свое отражение в мировом кинематографе, либо вполне заслуживают того, чтобы стать основой сюжета будущего фильма.



Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.