filmgourmand

Category:

Юбилей Мальтийского сокола

3 октября 1941 года (ровно 80 лет назад) в Нью-Йорке состоялась премьера фильма Джона Хьюстона "Мальтийский сокол". 

Фильм Джона Хьюстона "Мальтийский сокол" был поставлен по одноимённому роману Дэшила Хэммета, публикация которого осуществлялась в бульварном журнале "Чёрная маска" с сентября 1929 года по январь 1930 года.

Дэшил Хэммет - признанный во всём мире писатель, автор 5 детективных романов и огромного множества рассказов. В 1937 году вступил в Коммунистическую партию США, за что в годы "охоты на ведьм" был включён в так называемый "Чёрный список Голливуда" и обвинен в антиамериканской пропаганде. Будучи подвергнут допросу Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности, в отличие от Элиа Казана ("В порту", "Трамвай "Желание") и Роберта Россена ("Бильярдист"), но подобно Далтону Трамбо ("Джонни взял ружьё", "Римские каникулы", "Спартак") отказался назвать имена однопартийцев и спонсоров коммунистической партии. За это был приговорён к 6-месячному тюремному заключению.

Четыре из пяти романов Дэшила Хэммета были экранизированы, причём, "Мальтийский сокол" был экранизирован трижды. Фильм Джона Хьюстона является третьей по счёту экранизацией этого романа и считается наиболее удачной. Возможно, потому, что буквально слово в слово воспроизводит содержание романа.

Из-за того, что в 1931 и 1936 годах уже были сделаны экранизации данного произведения Дэшила Хэммета, кинокомпания Warner Bros. первоначально хотела дать этому фильму другое название - "Джентльмен из Фриско". Но Хьюстон настоял на сохранении оригинального названия, чем проявил большую смелость, хотя для него это был режиссёрский дебют. И не только настоял, но и слегка поиронизировал над кинокомпанией, вставив в фильм кадр с афишей фильма "Девушка из Олбани".

Несмотря на то, что фильм "Мальтийский сокол" был режиссёрским дебютом Джона Хьюстона, в кинематографе он не был новичком. К 1940 году по сценариям Хьюстона было уже поставлено 13 фильмов, пользовавшихся успехом. Поэтому кинокомпания Warner Bros. сразу же, как только получила сценарий Хьюстона, приняла решение о финансировании фильма. Однако, учитывая отсутствие у Хьюстона режиссёрского опыта, установила несколько ограничений: фильм должен был быть снят не больше, чем за 6 недель, и его бюджет не должен превысить 300 тысяч долларов. 

Справедливости ради отметим, что 300 тысяч долларов 1941-го года эквивалентны примерно 6 миллионам долларов нынешним. Не так уж мало. А жёсткие сроки Хьюстона не пугали, поскольку сценарий его был настолько детально прописан, что позволял работать без каких-либо проволочек. И благодаря этому съемки фильма удалось закончить на 2 дня раньше запланированного срока и сэкономить на этом 54 тысячи долларов выделенного бюджета.

Об успехе фильма у зрителей говорит тот факт, что сборы картины составили 1,8 миллиона долларов, или в 6 раз больше бюджета. Можно предположить, что в определённой степени повышенный интерес зрительской аудитории к фильму был вызван участием в фильме Мэри Астор. Эта актриса, родившаяся в 1906 году, начала сниматься в 14 лет и очень скоро стала звездой немого кино. Как это часто бывает с молодыми кинозвёздами, уже к 24 годам она сумела трижды развестись, один раз овдоветь и пристраститься к алкоголю. Все её разводы и запои сопровождались публичными скандалами. Как следствие, в 30-х годах Астор в основном снималась либо во второстепенных ролях, либо в очень слабых картинах. Предложение одной из главных ролей в фильме стало для неё настоящим "подарком судьбы". 

В 1942 году фильм Джона Хьюстона "Мальтийский сокол" был номинирован на премию Оскар в трёх категориях, но не победил ни в одной. В важнейшей номинации - Лучший фильм - Американская киноакадемия присудила победу фильму Джона Форда "Как зелена была моя долина". Компанию "относительных неудачников" фильму Хьюстона составил фильм Орсона Уэллса, впоследствии признанный многими киношедевром, - "Гражданин Кейн".

Профессиональные кинокритики отозвались о фильме исключительно благожелательно. Даже придирчивый Босли Кроузер из The New York Times назвал фильм "лучшим детективным триллером года" и охарактеризовал его как "самое изящное упражнение в области мозга, которое появлялось на экранах за многие месяцы, а также один из самых убедительных провокаторов нервного смеха".

Роджер Эберт оценил фильм Джона Хьюстона "Мальтийский сокол" максимальными 4-мя звёздами и включил его в свой список "Великих фильмов". Другой авторитетный американский кинокритик Джеймс Берардинелли поставил фильму 3,5 звезды из 4-х возможных и в своей рецензии написал: "Я бы не стал утверждать, что «Мальтийский сокол» - лучший снятый детектив, но он является прародителем бесчисленного количества фильмов, немногие из которых достигли его уровня (не говоря уже о его превышении). Фильм предлагает меньше сюрпризов сегодняшней аудитории, чем он мог бы преподнести тем, кто смотрел его 60+ лет назад, в первую очередь потому, что многие из нововведений, представленных на экране в «Мальтийском соколе», стали частью повседневного кинематографического лексикона. Тем не менее, поскольку диалоги Хэммета практически дословно включены в сценарий, Богарт в отличной форме, а Хьюстону была предоставлена полная режиссерская свобода, просмотр этого первого из фильмов в жанре "нуар" - это опыт, который рекомендуется всем."

Оценки фильма Джона Хьюстона "Мальтийский сокол", произведённые современными кинозрителями, нисколько не уступают оценкам 80-летней давности. 68% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше, рейтинг фильма Джона Хьюстона "Мальтийский сокол" по версии FilmGourmand'а составил 7,969, что позволило ему занять 757-е место в Золотой Тысяче


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.