filmgourmand

Category:

Годы и фильмы: год 1993-й

Лучшим фильмом мирового кинематографа 1993 года по версии FilmGourmand'а признан фильм Стивена Спилберга "Список Шиндлера".

Фильм Стивена Спилберга поставлен по книге австралийского писателя Томаса Кенилли. В англоязычных странах книга Кенилли, написанная в 1982 году, издана под названием "Список Шиндлера", в других странах - "Ковчег Шиндлера".

Идею написать роман о нацисте, спасшем от смерти более тысячи евреев, подсказал австралийскому писателю Леопольд Пфефферберг. Он же посвятил Томаса Кенилли в детали жизни так называемых "евреев Шиндлера", поскольку сам был одним из них. 

В 1939 году Леопольд Пфефферберг, магистр философии, был офицером польской армии и, защищая свою страну от вторгшихся нацистов, был ранен. После излечения в госпитале, тайно, по чужим документам, как гражданское лицо пробрался в Краков, где жила его мать. Мать Пффеферберга была дизайнером интерьеров, и Оскар Шиндлер, судетско-немецкий бизнесмен нанял её для оформления своего дома. Благодаря этому Леопольд Пфефферберг познакомился с Оскаром Шиндлером.

Однако, вскоре Пфефферберг, его мать, жена, брат и многие родственники были помещены в концлагерь Плашов, начальником которого был Амон Гёт, ужасавший своим садизмом даже своих однопартийцев. Выжить удалось только Леопольду и его жене и только потому, что Шиндлер смог включить их в свой список. Все остальные родственники Пфефферберга были уничтожены.

После войны, в 1948 году Пфефферберг с женой смогли перебраться в США, в Лос-Анджелес, где Леопольд пытался привлечь внимание деятелей Голливуда к личности Оскара Шиндлера. Для этой цели он даже написал несколько вариантов сценария фильма об этом человеке и добился нескольких интервью на местном телевидении. Но всё было тщетно. После смерти Оскара Шиндлера в 1974 году Пфефферберг расстался с мечтой когда-либо увидеть фильм об этом нестандартном нацисте.

Как всегда, в дело вмешался случай. В 1980 году в магазин, где работал Пфефферберг, зашёл Томас Кенилли, чтобы купить портфель. Разговорившись с продавцом, поведавшим ему историю Оскара Шиндлера, Кенилли заинтересовался личностью этого человека и принял решение написать о нём роман. Пфефферберг взялся помогать ему в этом. Впоследствии, когда роман был написан, Кенилли посвятил его Пфеффербергу, «который своим рвением и настойчивостью заставил написать эту книгу». Сам Пфефферберг свое рвение и настойчивость объяснял так: "Шиндлер спас мне жизнь, я старался сохранить ему бессмертие".

Роман Томаса Кенилли "Ковчег Шиндлера" был удостоен Букеровской премии, и это вернуло Пфеффербергу мечту увидеть всё-таки фильм о Шиндлере. Ради претворения этой мечты в жизнь, как впоследствии признавался Стивен Спилберг, Пфефферберг на протяжении 11 лет как минимум один раз в неделю звонил режиссёру, убеждая его в необходимости сделать такой фильм. И в конце концов убедил. Правда, в течение этих 11 лет Спилберг предпринимал попытки перепоручить съемки фильма о Шиндлере другим режиссёрам: Роману Полански, Сидни Поллаку, Мартину Скорсезе, Брайану Де Пальма. Все по разным причинам отказывались. Но Билли Уайлдер сам вызвался стать режиссёром этого фильма. Однако, к тому времени Стивен Спилберг счёл себя достаточно опытным режиссёром, чтобы снимать фильм на такую сложную и тяжёлую тему как Холокост. Не последнюю роль в принятии этого решения сыграл заметный рост антисемитизма и неонацизма в 1990-х годах.

Бюджет для этого фильма был выделен довольно скромный - 22 миллиона долларов (для сравнения: бюджет фильма "Парк юрского периода", над монтажом которого Спилберг работал параллельно со съемками "Списка Шиндлера", составлял 63 миллиона долларов - в три раза больше). Продюсеры сомневались, что фильм о Холокосте заинтересует массового зрителя. Поэтому Спилберг был вынужден экономить буквально на всём. В частности, на своей зарплате, т.е., снимал фильм бесплатно. Скудость бюджета не позволяла изготовить аутентичные костюмы для 20 тысяч статистов. Поэтому было решено обратиться к населению Польши с просьбой, по возможности, за символические деньги продать старую одежду. Расчёт оказался верным: у бедного населения Польши, только-только покончившей с "социалистическим плановым хозяйством", нашлось в достаточном количестве одежды, сохранившейся с 30-х - 40-х годов.

Съемки фильма, которым предшествовала многомесячная работа над сценарием, начались 1 марта 1993 года и проходили вблизи бывшего нацистского концлагеря Аушвиц-Биркенау (Освенцим). Съемки фильма продолжались 72 дня, на 4 дня меньше, чем было запланировано. Большая часть фильма намеренно была снята в черно-белом цвете, чтобы подчеркнуть достоверность происходящего. Но в одном эпизоде использован красный цвет - девочка в красном пальто. Многие критики и киноведы предлагают свои версии относительно того, что символизирует это красное пальто. На самом деле, все просто.  О девочке в красном пальто, которую нацисты ведут на смерть, Спилбергу рассказала Одри Хепбёрн. Это она во время войны была свидетелем аналогичной сцены. Это ей на всю жизнь врезалась в память девочка в красном пальто. Печальная весть о смерти Одри Хепбёрн пришла незадолго до начала съемок фильма. И Спилберг вставил в фильм эпизод с девочкой в красном пальто, как дань памяти великой женщине, великой Актрисе.

30 ноября 1993 года состоялась премьера этого фильма в столице США - Вашингтоне. А с середины декабря 1993 года началось триумфальное шествие этого фильма по кинотеатрам большинства стран мира.

Но в нескольких мусульманских странах, включая Малайзию, Индонезию и Египет, фильм был запрещен. Аргументом мусульманских властей было то, что в фильме, якобы, слишком жестокими показаны нацисты и слишком большое сочувствие выражается по отношению к евреям. На Филиппинах была осуществлена попытка цензурировать картину, а именно - вырезать некоторые сцены обнаженного тела и насилия. Когда Стивен Спилберг узнал об этом, он заявил, что фильм либо будет показан таким, какой есть, либо не будет показан вовсе. В ситуацию вмешался тогдашний президент Филиппин Фидель Рамос, запретивший цензорам издеваться над художественным произведением, и фильм был показан без каких-либо сокращений. 

В начале 1994 года фильм Стивена Спилберга "Список Шиндлера" получил 6 номинаций на премию Золотой Глобус и победил в трёх из них, причём, в важнейших: Лучший драматический фильм, Лучший режиссёр и Лучший сценарий. Затем Американская киноакадемия номинировала фильм на премию Оскар в 12 категориях и в 7 из них присудила победу. Опять же, включая важнейшие номинации: Лучший фильм, Лучший режиссёр. Не меньшим успехом фильм Спилберга пользовался и у британских киноакадемиков, которые номинировали картину на премию БАФТА в 13 категориях. В 7 категориях фильм был признан победителем, в том числе как Лучший фильм. Стивен Спилберг за режиссуру этого фильма был удостоен премии Дэвида Лина.

У других европейских киноакадемий "Список Шиндлера" пользовался чуть меньшим успехом. Так, Итальянская киноакадемия номинировала фильм Спилберга на премию Давид ди Донателло в категории Лучший иностранный фильма, но признала более достойной этой премии ирландскую картину "Во имя отца" режиссёра Джима Шеридана. Французские киноакадемики в 1995 году тоже выдвинули "Список Шиндлера" на свою премию Сезар, но присудили её британской романтической комедии "Четыре свадьбы и одни похороны" режиссёра Майка Ньюэлла.

Зато Японская киноакадемия присудила фильму Спилберга свою премию как Лучшему иностранному фильму, отдав ему предпочтение перед фильмами "Криминальное чтиво" Квентина Тарантино и "Пианино" Джейн Кэмпион.

У профессиональных кинокритиков фильм Стивена Спилберга "Список Шиндлера" вызвал почти 100%-ное восхищение. Почти - потому, что кинообозреватель одного из ведущих американских печатных изданий The Washington Post Рита Кемпли в своей рецензии на фильм дала ему такую характеристику: ""Список Шиндлера" - это безжалостно несентиментальный портрет прозрения немецкого военного спекулянта, который не вызывает ни печали, ни жалости, а своего рода эмоциональное оцепенение. Как будто Стивен Спилберг, столь известный своими эмоциональными манипуляциями, позволил материалу говорить самому за себя. Результат менее чем душераздирающий."

Самый авторитетный американский кинокритик, Роджер Эберт, посвятил фильму Стивена Спилберга "Список Шиндлера" целых две рецензии: в 1993 году и в 2001 году. В обеих он оценил фильм максимальными четырьмя звёздами и включил этот фильм в свой список "Великих фильмов". В первой рецензии он писал: "Что случилось, превратив его (Оскара Шиндлера - FG) из мучителя в гуманиста? Большая заслуга Стивена Спилберга в том, что его фильм «Список Шиндлера» даже не пытается ответить на этот вопрос. Любой возможный ответ был бы слишком простым, оскорбляющим тайну жизни Шиндлера. Холокост был огромной злой машиной, питающейся от расизма и безумия. Шиндлер перехитрил его в своем маленьком уголке войны, но, похоже, у него не было плана импровизировать со своими импульсами, которые оставались неясными даже для него самого. В этом фильме, лучшем из того, что он когда-либо создавал, Спилберг трактует факт Холокоста и чудо подвига Шиндлера без упрощённых формул, присущих художественной литературе."

Во второй рецензии, которая в значительной степени посвящена не только и не столько фильму "Список Шиндлера", сколько критическим нападкам на него, Роджер Эберт писал: "Фильм стал легкой мишенью для тех, кто считает подход Спилберга слишком оптимистичным или коммерческим» или осуждает его за эксплуатацию темы Холокоста ради создания популистского фильма. Но каждый художник должен работать в своей среде, а для кино такой средой является именно аудитория. ...Уникальная способность Спилберга в его серьезных фильмах как раз и заключается в том, чтобы сочетать высокое искусство с популярностью - говорить то, что он хочет сказать, так, чтобы миллионы людей хотели это слушать....Сила фильма Спилберга не в том, что он объясняет истоки зла, а в том, что он убеждает нас в том, что люди должны оставаться хорошими перед лицом зла, и только тогда добро возобладает".

Что касается оценки фильма Спилберга рядовыми кинозрителями, то она характеризуется следующими цифрами. При бюджете в 22 миллиона долларов фильм собрал более 322 миллионов долларов. То есть, фильм окупился почти 15 раз. 87% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10, причём 40% пользователей оценили фильм высшим баллом - "десяткой".

С учетом изложенного рейтинг фильма Стивена Спилберга "Список Шиндлера" по версии FilmGourmand'а составил 10,37, благодаря чему он занимает 27-е место в Золотой Тысяче.

Кроме фильма  Стивена Спилберга "Список Шиндлера" в "десятку" лучших фильмов мирового кинематографа 1993 года по версии FilmGourmand'а вошли следующие картины:

- Во имя отца. Режиссёр Джим Шеридан, Ирландия. Рейтинг фильма - 9,870; 52-е место в Золотой Тысяче.

- Пианино. Режиссёр Джейн Кэмпион, Австралия. Рейтинг фильма - 9,849; 54-е место в Золотой Тысяче.

- Три цвета: Синий. Режиссёр Кшиштоф Кесьлёвский, Франция. Рейтинг фильма - 8,849; 201-е место в Золотой Тысяче.

- Обнаженные. Режиссёр Майк Ли, Великобритания. Рейтинг фильма - 8,385; 371-е место в Золотой Тысяче.

- Парк юрского периода. Режиссёр Стивен Спилберг, США. Рейтинг фильма - 8,321; 395-е место в Золотой Тысяче.

- Три цвета: Белый. Режиссёр Кшиштоф Кесьлёвский, Франция. Рейтинг фильма - 8,199; 468-е место в Золотой Тысяче.

- День сурка. Режиссёр Харольд Рэмис, США. Рейтинг фильма - 8,055; 642-е место в Золотой Тысяче.

- Беглец. Режиссёр Эндрю Дэвис, США. Рейтинг фильма - 7,923; 832-е место в Золотой Тысяче.

- Путь Карлито. Режиссёр Брайан Де Пальма, США. Рейтинг фильма - 7,918; 841-е место в Золотой Тысяче.


10 наиболее "киногеничных"*, на наш взгляд, событий 1993-го года:

- Расстрел российского парламента. Конституционный кризис, разразившийся в России, завершился расстрелом здания Верховного Совета и принятием новой Конституции России. Некоторые политологи квалифицируют эти события как военный переворот.

- Резня в Мумбаи. В Индии в городе Мумбаи произошли массовые вооруженные столкновения между мусульманами и индусами, в ходе которых погибло 575 мусульман и не менее 275 индусов. Причина – разрушение в 1992 году индусскими националистами заброшенной и не используемой долгое время мечети Бабри. Финальной точкой столкновений явилась серия взрывов автомобилей, следствием которых явилась гибель 257 человек. Взрывы были организованы преступной группировкой, возглавляемой криминальным авторитетом и наркоторговцем Давудом Ибрагимом. Давуд Ибрагим, входящий в десятку самых разыскиваемых преступников на планете, по сей день преспокойно проживает в Дубае. 

- Гибель парома Seohae. В Жёлтом море у берегов Южной Кореи затонул паром Seohae. Причиной гибели парома явилось сочетание трёх факторов: перегруз судна, неблагоприятные погодные условия и верёвка, намотавшаяся на оба гребных винта. Из 362-х пассажиров, находившихся на борту, спасти удалось только 70 человек. 

- Предыстория Сребреницы. В ходе Боснийской войны мусульманские боевики, базировавшиеся в Сребренице,  устроили резню в Кравице (Босния и Герцеговина), убив 49 мирных жителей в возрасте от 4-х до 84-х лет, ранив 82 человека. Были сожжены 690 домов, разрушена церковь, полностью уничтожена деревня Мандичи. В западных СМИ не было ни слова об этих событиях.

- Авария на Сибирском химическом комбинате. В России на химическом комбинате в Томске произошёл выброс радиоактивных веществ в атмосферу, вследствие чего 1946 человек подверглись облучению.

- Вашингтонский марш ЛГБТ. В США в марше на Вашингтон приняли участие, по разным оценкам, от 300 тысяч до одного миллиона представителей ЛГБТ-сообщества.

- Смерть Гамсахурдиа. В Грузии был найден убитым выстрелом в затылок бывший президент Звиад Гамсахурдия. Власти Грузии назвали причиной смерти самоубийство. А как иначе: в Грузии кончают с собой только выстрелом в затылок.

- Осада «Маунт Кармел». Вооружённые подразделения ФБР и Национальной гвардии США осадили ранчо в предместьях города Уэйко, штат Техас. Причиной осады явилось подозрение в нарушении оружейного законодательства проживавшими на ранчо членами религиозной секты "Ветвь Давидова". Осада закончилась штурмом с применением танков, в ходе которого погибли 82 члена секты, включая 20 малолетних детей, и четверо агентов ФБР.

- Бархатный развод. После так называемой "бархатной революции" в ходе которой Чехословакия покончила с социалистическим режимом, произошёл мирный распад одного государства на два: на Чехию и Словакию.

- Пролог теракта 9/11. За 8 с лишним лет до нападения на "Башни-близнецы" в Нью-Йорке была предпринята попытка их уничтожения. В подземном гараже Северной башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке был взорван заминированный грузовик, начинённый 606 кг нитрата мочевины и несколькими баллонами с водородом. Согласно плану террористов, подорванная Северная башня должна была упасть на Южную, в результате чего погибли бы тысячи человек. Башня выстояла, но 6 человек погибло и более 1000 было ранено, в том числе в давке на выходе во время эвакуации.


Кроме того, в 1993 году умерли Одри Хепбёрн, Федерико Феллини, Леонид Гайдай, Джозеф Лео Манкевич.


*-Под "киногеничными" в настоящем контексте мы подразумеваем события, которые либо уже нашли свое отражение в мировом кинематографе, либо вполне заслуживают того, чтобы стать основой сюжета будущего фильма.


Дорогие читатели! Если эта и/или другие публикации блога FilmGourmand показались вам интересными и/или полезными, прошу ставить лайки, подписываться, делиться этими материалами с теми, кого, по вашему мнению, они тоже могут заинтересовать. 

Если у вас публикации блога FilmGourmand'а вызвали замечания, возражения, вопросы, прошу поделиться ими в комментариях или в сообщениях на мой адрес.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.