filmgourmand

Category:

Мошенник, он же Бильярдист, отмечает юбилей

25 сентября 1961 года на экраны американских кинотеатров вышел фильм Роберта Россена, оригинальное название которого выглядит как "The Hustler". Днём ранее состоялась премьера этого фильма в городе Эшвилл, Северная Каролина.

Фильм Роберта Россена поставлен по одноимённому роману Уолтера Тэвиса, опубликованному в 1959 году. Слово "hustler" имеет в английском языке несколько значений, в том числе, "бильярдист", "мошенник", "аферист" и др. На мой взгляд, Уолтер Тэвис, дав своему роману такое название, сделал то, что в шахматах называется "вилкой", поскольку из трёх главных героев романа, а впоследствии, и фильма, один - настоящий "король бильярда", а второй - отпетый мошенник, аферист, интриган. Вот поэтому статья на Кинопоиске, посвящённая этому фильму, имеет заголовок "Бильярдист", а статья в Википедии озаглавлена "Мошенник". Нам придётся, в зависимости от контекста, использовать то одно название, то другое.

Многие, кто смотрели этот фильм, в том числе и я, задаются вопросом: сами ли актёры выполняют бильярдные трюки или за них это делают профессиональные дублёры? Так вот: все бильярдные кадры в фильме исполняются самими актерами (Пол Ньюман и Джеки Глисон), за исключением одного: массового удара (биток отправляет два прицельных шара в одну и ту же лузу), выполненный Вилли Москони. Вилли Москони 14 раз выигрывал звание чемпиона мира по бильярду. Образ "Толстяка Миннесоты" во многом списан с этого великого бильярдиста.

Следует заметить, что Джеки Глисон ("Толстяк Миннесота") ещё до съемок в этом фильме был классным игроком в бильярд. А вот Пол Ньюман ("Эдди "Быстрый" Фелсон") до этого фильма кия в руках не держал. Но в период подготовки к фильму поставил дома вместо обеденного стола бильярдный и тренировался каждую свободную минуту. Пример профессионального отношения к своему делу!

Кстати, Пол Ньюман мог и не сыграть в этом фильме. На тот период, когда должны были состояться съемки этого фильма, у него были запланированы съемки фильма "Двое на качелях", где его партнершей была Элизабет Тэйлор. Но затянулись съемки "Клеопатры", и производство фильма "Двое на качелях" было отложено. Это позволило Ньюману принять участие в съемках "Бильярдиста". Фильм "Двое на качелях" был снят годом позже, но уже с участием Роберта Митчума и Ширли МакЛейн.

В начале 1962 года фильм Роберта Россена "Бильярдист" получил 4 номинации на американскую премию Золотой Глобус. Но среди этих номинаций не было самых важных, только актёрские. Но и те фильм не выиграл. Затем фильм получил 9 номинаций на премию Оскар и выиграл две из них. Но только в технических категориях. В важнейших номинациях - Лучший фильм и Лучший режиссёр - "Бильярдист" и Роберт Россен уступили, соответственно, "Вестсайдской истории" и её режиссёру Роберту Уайзу.

Самую высокую оценку "Бильярдисту" дала Британская киноакадемия, номинировав этот фильм в трёх категориях и присудив победу в двух из них. В категории Лучший фильм любого происхождения британские киноакадемики присудили фильму свою премию БАФТА (наряду с советским киношедевром "Баллада о солдате" режиссёра Григория Чухрая). Причём, среди конкурентов фильмам Россена и Чухрая были такие выдающиеся картины, как "Нюрнбергский процесс" Стэнли Крамера, "Дыра" Жака Беккера, "Рокко и его братья" Лукино Висконти, "Мир Апу" Сатьяджита Рая. Кроме победы в категории Лучший фильм, премию БАФТА как Лучший актёр получил и Пол Ньюман.

Кроме премии БАФТА, Пол Ньюман получил премию как Лучший актёр на международном кинофестивале в Мар-дель-Плата (Аргентина). На этом фестивале "Бильярдист" был номинирован на главную премию, но жюри кинофестиваля сочло более достойным этой премии итальянский фильм "Отсчёт дней" режиссёра Элио Петри (практически неизвестный русскоязычному зрителю). Среди двух десятков фильмов-соискателей главной премии этого фестиваля были, в частности, "Жюль и Джим" Франсуа Трюффо, "Девчата" Юрия Чулюкина.

Если фестивальный успех фильма Роберта Россена "Бильярдист" нельзя назвать оглушительным, то обобщённое впечатление американских профессиональных кинокритиков иначе, чем восторгом, назвать трудно. Даже ехидный и желчный кинообозреватель The New York Times Босли Кроузер посвятил фильму более, чем лестный отзыв: "Под сильным руководством Роберта Россена его безжалостный и остро эмоциональный рассказ о духовной эмансипации одного молодого бильярдиста является позитивным и живым. Он полон искренних страстей. Не обходит острых углов. Не возится с романтической чепухой..."Бильярдист" - это не картина, которую должны смотреть дети, но мудрый отец мог бы порекомендовать её своему беспокойному сыну-подростку."

Другой авторитетный кинокритик Джеймс Берардинелли оценил фильм Россена максимальными в его системе 4-мя звёздами и в своей рецензии написал, используя двойственность значения слова "hustler" в английском языке: "Есть некоторые, кто ошибочно полагает, что "Мошенник" - это про бильярд. Это естественное предположение: большая часть действий происходит в бильярдных и за бильярдными столами. Но этот фильм о бильярде не больше, чем «Бешеный бык» Мартина Скорсезе о боксе. Главный герой Фаст Эдди Фелсон (Пол Ньюман) - акула бильярда, но если его превратить в игрока в покер или гольфиста, то «Мошенник» будет играть примерно то же самое. Фильм Роберта Россена гораздо меньше рассказывает о конфронтации Быстрого Эдди с другими игроками, чем о его войне с собственными демонами и его борьбе за определение неосязаемого значения слова «характер».

Гуру американской кинокритики Роджер Эберт поставил фильму "Бильярдист" максимальные 4 звезды и включил его в свой список "Великих фильмов". В своей рецензии на этот фильм он написал: "Есть лишь несколько киногероев, настолько реальных, что зрители считают их пробными камнями. Быстрый Эдди Фелсон - один из них. Акула бильярда, которую сыграл Пол Ньюман в «Бильярдисте» (1961), незабываема - потому что фильм не о его победе в финальной игре в бильярд, а о его поражении перед бильярдом, перед жизнью и перед собственной бесхарактерностью. Это один из немногих американских фильмов, в котором герой побеждает, сдаваясь, принимая реальность вместо своих мечтаний....«Бильярдист» - один из тех фильмов, где сцены имеют такую психологическую нагрузку, что они просто прорастают в наших воспоминаниях." 

В Советском Союзе фильм Роберта Россена "Бильярдист" не демонстрировался. Хотя, в идеологической атмосфере 60-70-х годов, когда приветствовалось обличение "капиталистического мира наживы и чистогана", он был бы весьма кстати. Возможно, в какой-то степени это связано с личностью самого Роберта Россена, который в конце 30-х годов был членом Коммунистической партии, но в годы маккартизма, будучи подвергнут допросу так называемой Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности, ради сохранения своей карьеры выдал своих товарищей по партии. Кстати, некоторыми киноведами иногда высказывается предположение, что фильм "Бильярдист" для Россена был некоторой попыткой покаяния, проведения параллели между собой и героем Пола Ньюмана: один предал своих однопартийцев, другой фактически предал свою любовь.

Об оценках фильма "Бильярдист" рядовыми кинозрителями говорят следующие цифры. При бюджете в 2,125 миллионов долларов фильм собрал 7,6 миллионов долларов. 69% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Роберта Россена "Бильярдист" по версии FilmGourmand'а составил 8,585, что позволило ему занять 287-е место в Золотой Тысяче.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.