filmgourmand

Categories:

Годы и фильмы: 1941 год

Лучшим фильмом 1941 года, по версии FilmGourmand'а, является картина Орсона Уэллса "Гражданин Кейн", жанр которой может быть определён как квази-байопик. Впрочем, по мнению многих зарубежных кинокритиков и киноведческих медиа, этот фильм является лучшим не только одного года, но и всех стран и всех времён. Тем интереснее, на наш взгляд, история создания этого фильма.

Толчком к созданию фильма послужило решение руководства американской кинокомпании RKO Pictures, позиции которой на рынке несколько ухудшились к концу 30-х годов, создать нечто особенное, способное привлечь кинозрителей в кинотеатры. С этой целью был заключён контракт с 24-летним Орсоном Уэллсом, который к тому времени ещё не имел опыта создания полнометражных художественных фильмов, но зато создал свою собственную театральную труппу Mercury, прославившуюся радиопостановкой по фантастическому роману Герберта Уэллса "Война миров". Эта радиопостановка была сделана в таком реалистическом стиле, что насмерть перепугала огромное число радиослушателей.

Контракт, заключённый с Орсоном Уэллсом в 1939 году, предоставлял ему полную свободу творчества. Единственным ограничением был только бюджет будущего фильма - 500 тыс. долларов. Эта сумма эквивалентна современным 9,2 миллионам долларов. 

За помощью в создании сценария будущего фильма Орсон Уэллс обратился к Херману Манкевичу. Этот выбор был абсолютно не случайным. Немного подробнее о Хермане Манкевиче.

Херман Манкевич происходил из семьи немецких евреев, эмигрировавших из Гамбурга в США в конце XIX-го века. К концу 30-х годов на его счету было уже около 40 сценариев, по которым были сняты успешные и известные кинофильмы. Однако, в большинстве случаев имя его в титрах отсутствовало. Например, Манкевич был первым и основным сценаристом фильма "Волшебник страны Оз", но в титрах этого фильма значились фамилии совершенно второстепенных участников создания сценария. 

Причина заключалась в том, что Херман Манкевич был известен как непримиримый критик нацистского режима в Германии. И в этом качестве он был известен и Геббельсу. Соответственно, Гитлером был запрещён в Германии прокат фильмов, в титрах которых значилась фамилия Манкевича. Естественно, этим приказом Гитлера руководствовались и многочисленные про-нацистские режимы европейских стран. Ну, а американские кинопродюсеры, не желавшие терять европейский кинорынок для своих фильмов, шли на всевозможные ухищрения, лишь бы фамилия Манкевича не светилась в их фильмах. Главным образом, эта цель достигалась путём заключения с Манкевичем контрактов, согласно которым его функция называлась script doctor. В современном российском обиходе ближе всего к этому понятию термин "литературный негр". Херман Манкевич, к концу 30-х годов имевший серьёзные проблемы с алкоголем, вынужден был соглашаться на такие, довольно унизительные, условия.

Вот и Орсон Уэллс заявился в больницу, где лежал Херман со сломанной в автоаварии ногой, с предложением выступить в качестве script doctor'а его наброска сценария. Херман согласился и уже на больничной койке начал работать над сценарием.

Съемки фильма были закончены к декабрю 1940 года, и его премьера предполагалась в начале 1941 года. Однако, возникли серьёзные затруднения. Дело в том, что медийный магнат Уильям Рэндольф Хёрст получил доступ к допремьерной версии фильма и в образе главного героя - Чарльза Фостера Кейна - узнал себя. Располагая колоссальными возможностями в медийном пространстве, Хёрст сумел закрыть доступ фильму на экраны американских кинотеатров. 

Началась борьба Орсона Уэллса с Хёрстом за выход фильма на экраны. Борьба эта приобрела настолько эпические размеры, что об этом эпизоде в истории американского кинематографа американскими кинематографистами в 1999 году был даже снят телефильм "RKO 281", который в России известен под названием "Проект 281". Уэллс всячески отрицал какую-либо связь образа Кейна с Хёрстом. Однако, для тех, кто знал Хёрста, эта связь была очевидна. Тем более, что было известно, что к созданию сценария "приложил руку" Херман Манкевич, некогда входивший в ближний круг Хёрста, а затем пострадавший от него.

Возможности Хёрста были колоссальными, но не безграничными, и в мае 1941 года фильм вышел на экраны кинотеатров. Но только Нью-Йорка и ещё 5-6 крупнейших городов США. В сельской местности и не очень крупных городах возможностей Хёрста оказалось достаточно, чтобы воспрепятствовать фильму Уэллса. Следствием явился почти полный провал фильма в прокате. И это несмотря на восторженные отзывы кинокритиков. Например, Босли Кроузер, кинообозреватель "The New York Times", обычно не упускавший возможности "добавить дёгтя в бочку мёда" благожелательного хора критиков почти по каждому фильму, про фильм Уэллса писал: "Несмотря на некоторые смущающие упущения и странные неясности в создании главного героя, «Гражданин Кейн», несомненно, является самой удивительной и кинематографически захватывающей кинокартиной, которую можно увидеть... Фактически, он приближается к тому, чтобы стать самым сенсационным фильмом, когда-либо сделанным в Голливуде" (Orson Welles's Controversial 'Citizen Kane' Proves a Sensational Film at Palace - Bosley Crowther, May 2, 1941- The New York Times).

Борьба с Хёрстом за выход фильма на экраны была не единственной борьбой, которую вёл Орсон Уэллс в преддверии премьеры. Политическая ситуация в мире и в США в 1940-1941 годах кардинально поменялась по сравнению с ситуацией 1939 года, что самым непосредственным образом касалось Хермана Манкевича. Дело в том, что разразившаяся в Европе Вторая Мировая война фактически отрезала европейский кинорынок от американского кинопроизводства, а, следовательно, бессмысленным стало следование геббельсовскому запрету на упоминание Манкевича в титрах кинофильмов. Манкевич стал требовать от Уэллса включения своей фамилии в титры фильма в качестве автора сценария. Это требование становилось всё более настойчивым по мере укрепления предположения, что фильм будет выдвинут на премию Оскар. 

С точки зрения справедливости, требование Манкевича было вполне обоснованным: он, действительно, был основным автором сценария. Но это требование одновременно противоречило заключенному ранее контракту. Орсон предложил компромисс: указать обоих в качестве соавторов сценария. Манкевича такой вариант не устроил. 

А фильм и в самом деле был выдвинут на премию Оскар, причём в 9 номинациях, в том числе за лучший сценарий. И снова возник Хёрст. Он приложил максимум усилий, чтобы не допустить победы "Гражданина Кейна". И почти добился своего: в 8 из 9 номинаций фильм уступил другим, возможно, вполне достойным картинам, но всё же чуть меньшего уровня. Но в наиболее принципиальной для Манкевича номинации - за лучший сценарий - победил "Гражданин Кейн". На церемонии вручения премии при оглашении имён победителей первой прозвучала фамилия Манкевича. А вторую фамилию - Уэллса - никто не услышал: такой рёв восторга поднялся в зале сразу же, как прозвучала фамилия Хермана.

Кстати, ни того, ни другого триумфатора на церемонии не было. Орсон Уэллс был на съемках в Южной Африке, а Манкевич, не будучи уверен в успехе, боялся подвергнуться унижению.

В 1998 году Роджер Эберт, давший фильму 4 звезды из 4-х возможных и включивший его в свой список "Великих фильмов", в своей рецензии писал: "Это одно из чудес кино, которое в 1941 году сотворили режиссер-дебютант и циничный, пьяный писатель. Кинематографист-новатор и группа нью-йоркских актеров театра и радио завладели ключами от киностудии и сотворили шедевр. «Гражданин Кейн» - это больше, чем отличный фильм; это собрание всех уроков зарождающейся эры звука... Это - одна из трёх вершин кинематографа, стоящих выше всех остальных."

Российский кинокритик Евгений Нефёдов, обладающий способностью обнаруживать политический подтекст практически в каждом кинопроизведении, и в этом фильме усмотрел очень важную политическую составляющую. В своей рецензии от 2013 года он пишет: "фильм следовало бы назвать, скорее, «Сверхгражданин Кейн». Уэллс, как бы само воплощение режиссуры, исследует механизм оболванивания масс – манипуляции сознанием целых народов, который постепенно выходит из-под контроля конкретной персоны, приобретает объективный характер и в предельном случае способен, точно бумеранг, ударить по самому манипулятору. Ницшеанский «сверхчеловек» постепенно, на глазах у одного поколения, стал осязаемой реальностью – в своей социальной ипостаси, в ипостаси «сверхгражданина».

По версии FilmGourmand'а "Гражданин Кейн" имеет рейтинг 8,239 и занимает 453-е место в Золотой Тысяче.

В десятку лучших фильмов 1941 года, по версии FilmGourmand'а, кроме "Гражданина Кейна", вошли:

- Мышьяк и старые кружева, режиссёр Фрэнк Капра, США, рейтинг фильма - 7,982; 730-е место в Золотой Тысяче

- Мальтийский сокол, режиссёр Джон Хьюстон, США, рейтинг фильма - 7,969; 757-е место в Золотой Тысяче

- Лисички, режиссёр Уильям Уайлер, США

- Странствия Салливана, режиссёр Престон Стёрджес, США

- Все началось с Евы, режиссёр Генри Костер, США

- Леди Гамильтон, режиссёр Александр Корда, Великобритания

- С огоньком, режиссёр Ховард Хоукс, США

- Знакомьтесь, Джон Доу, режиссёр Фрэнк Капра, США

- Мечта, режиссёр Михаил Ромм, СССР


10 наиболее "киногеничных"*, на наш взгляд, событий 1941-го года:

- Начало Великой Отечественной. Германские войска вероломно и неожиданно, возможно, только для Сталина, без объявления войны атаковали территорию СССР. Потери Красной Армии в 1941 г. превысили 5 млн. человек, из которых порядка 3 миллионов либо попали в плен, либо перешли на сторону немцев, либо дезертировали. Но Брестская крепость целый месяц оказывала сопротивление германским войскам.

- Пёрл-Харбор. Японская авиация нанесла удар по Пёрл-Харбору. США вступили в войну против Японии и её союзника Германии.

- Запуск ленд-лиза. В США принят закон о ленд-лизе, разрешивший поставки американских товаров военного назначения союзникам по антигитлеровской Коалиции. Первоначально поставки товаров по ленд-лизу предназначались исключительно для Великобритании. С началом войны между бывшими союзниками - Германией и Советским Союзом - в число получателей товаров по ленд-лизу вошёл и СССР.

- Операция Тиргартенштрассе 4. В Германии запущена "Программа Тиргартенштрассе 4" в соответствии с которой сначала были подвергнуты стерилизации, а в дальнейшем и физическому уничтожению люди с психическими расстройствами, умственно отсталые, наследственно отягощённые больные, а также нетрудоспособные лица (инвалиды, а также болеющие свыше 5 лет). За год было уничтожено более 10 тысяч человек.

- Литовский холокост. Начало войны между Германией и СССР послужило основанием для уничтожения еврейского населения в Литве. "Мирные литовский жители" уничтожили около 200 тысяч литовский евреев, на которых была возложена вина за советизацию Литвы.

- Депортация прибалтов. В СССР силами НКВД осуществлена массовая депортация жителей Латвии, Литвы и Эстонии, а также поволжских немцев.

- "Энигма". Моряки ВМФ Великобритании захватили германскую подводную лодку с шифровальной машиной «Энигма».

- Хелмно. В нацистском лагере смерти Хелмно на территории Польши впервые применен газ как орудие массового умерщвления евреев и цыган.

- Англо-советское вторжение в Иран.  В целях обеспечения безопасности иранских нефтяных месторождений и налаживания путей снабжения Советского Союза войска Великобритании, Австралии и СССР вторглись в Иран и свергли шаха Реза Пехлеви.

- Болгария – союзница Германии. Болгария, объявив войну Советскому Союзу, не решилась направить свои вооружённые силы против СССР. Вместо этого, чтобы высвободить германские войска для участия в боевых действиях на Восточном фронте, объявила войну Югославии и Греции и ввела в эти страны свои войска. Благо, что они к тому времени уже капитулировали перед Германией.

Кроме того, родились Фэй Данауэй, Бернардо Бертолуччи, Кшиштоф Кесьлёвский.


*-Под "киногеничными" в настоящем контексте мы подразумеваем события, которые либо уже нашли свое отражение в мировом кинематографе, либо вполне заслуживают того, чтобы стать основой сюжета будущего фильма.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.