filmgourmand

Category:

Жан де Флоретт: 35 лет

27 августа 1986 года на экраны французских кинотеатров вышел фильм "Жан де Флоретт" режиссёра Клода Берри.

Предыстория фильма такова. В 1952 году Марсель Паньоль, корифей французского кинематографа, основавший ещё в 1931 году журнал "Les Cahier du Film", который стал с годами одним из влиятельнейших мировых киноизданий, первым из французских кинематографистов избранный в состав Французской киноакадемии в 1947 году, поставил по собственной повести фильм "Манон с источника". Авторская версия фильма длилась более 4-х часов, и дистрибьютерская компания Gaumont перед выпуском фильма на экраны сократила его более, чем вдвое. К великому неудовольствию Паньоля. 

Десятью годами позже он написал повесть "Жан де Флоретт", явившуюся приквелом к повести "Манон с источника". Обе повести были опубликованы в 1963 году под общим названием "Вода с холмов". Спустя 20 лет эта книжка, забытая кем-то из постояльцев в одном из номеров отеля, случайно попала в руки режиссёру Клоду Берри. Тот буквально влюбился в это произведение и решил снять два фильма, по одному по каждой его части.

Съемки обоих фильмов осуществлялись параллельно, с мая по декабрь 1985 года. Общая стоимость проекта составила 17 миллионов долларов, и это сделало его самым дорогостоящим кинопроектом Франции на тот момент.

Фильм "Жан де Флоретт" был встречен французскими кинозрителями с огромным энтузиазмом. За год в кинотеатрах Франции его посмотрели более 7 миллионов зрителей, или почти 13% населения страны.

В июле 1987 года фильм Клода Берри "Жан де Флоретт" был представлен гостям и участникам Московского международного кинофестиваля. Жюри кинофестиваля, возглавляемое знаменитым актёром Робертом Де Ниро, то ли не захотело, то ли не сочло возможным отметить фильм какой-либо премией. Но это не имеет значения, поскольку главным в этом факте было воссоединение звезды французского кино Ива Монтана с советским кинозрителем. В течение более 15 лет Ив Монтан за роль в фильме "Признание" был персоной нон грата для советского кинопроката.

В том же 1987 году "Жан де Флоретт" получил у себя на родине 8 номинаций на премию Сезар, но был удостоен этой премии лишь в одной номинации - Лучший актёр (Даниэль Отой). В важнейших номинациях - Лучший фильм и Лучший режиссёр - Французская киноакадемия отдала предпочтение фильму "Тереза" и его режиссёру Алену Кавалье.

В начале 1988 года "Жан де Флоретт" был номинирован на американскую премию Золотой Глобус в категории Лучший фильм на иностранном языке. Но Голливудская Ассоциация Иностранной Прессы сочла более достойной этой премию шведскую картину "Моя собачья жизнь" режиссёра Лассе Халльстрёма. Но фильм "Жан де Флоретт" оказался в весьма достойной компании относительных неудачников: "До свидания, дети" Луи Маля, "Покаяние" Тенгиза Абуладзе и "Очи чёрные" Никиты Михалкова.

Но подлинный триумф устроили  фильму "Жан де Флоретт" британские киноакадемики. Они номинировали этот фильм на свою премию БАФТА в 10 категориях и присудили победу в 4-х из них. В том числе, в важнейшей категории - Лучший фильм. В другой важной категории - Лучший режиссёр - Клод Берри уступил только Оливеру Стоуну, режиссёру картины "Взвод". В ещё одной престижной номинации - Лучший фильм на иностранном языке - "Жан де Флоретт" уступил только фильму Андрея Тарковского "Жертвоприношение".

От профессиональных кинокритиков фильм "Жан де Флоретт" получил сплошь позитивные отзывы. Гуру американской кинокритики Роджер Эберт поставил фильму 3,5 звезды из 4-х возможных и назвал его "беспощадным исследованием человеческой природы".

Известный американский кинокритик Джеймс Берардинелли написал в своей рецензии: "Когда Берри закончил работу над фильмом «Жан де Флоретт / Манон с Источника», он, возможно, не осознавал, что создал один из величайших французских фильмов всех времен, но он определенно понимал, что дуология будет рассматриваться как достижение. Немногие фильмы раскрывают персонажей столь же глубоких и многогранных, как представленные здесь. Вместо того, чтобы идти легким и менее удовлетворительным путем, полагаясь на стереотипы, чтобы сформировать фон населения своего фильма, Берри тратит необходимое время на утраченное искусство описания. Конечно, есть главные герои и антагонисты, но упрощенные ярлыки, такие как «герой», «злодей», «добро» и «зло», становятся неуместными. В том, как все развивается, есть кармическое чувство справедливости, но это не один из тех фильмов, где плохие парни получают возмездие в финальной части. Все разыгрывается более тонко и с гораздо более грандиозным чувством трагедии."

Не менее высоко оценили фильм рядовые кинозрители. 73% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Клода Берри "Жан де Флоретт" по версии FilmGourmand'а составил 9,187, благодаря чему он занял 126-е место в Золотой Тысяче.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.