filmgourmand

Category:

Годы и фильмы: 1990

Лучшим фильмом мирового кинематографа 1990 года по версии FilmGourmand'а признана гангстерская драма Мартина Скорсезе "Славные парни".

Мартин Скорсезе одновременно выступил и соавтором сценария фильма "Славные парни". Вторым соавтором сценария фильма стал писатель, в прошлом криминальный репортёр, Николас Пиледжи, автор документального романа "Умник", опубликованного в 1985 году. В этом романе Николас Пиледжи достаточно подробно описал жизнь известного мафиози Генри Хилла, ставшего впоследствии осведомителем ФБР. На основе показаний Хилла были осуждены более 50 весьма опасных и влиятельных членов мафиозного клана Луккезе.

Любопытна предыстория формирования этого творческого содружества. В начале 70-х годов Мартин Скорсезе принял решение попробовать себя в жанре гангстерского боевика и снял фильм "Берта по прозвищу «Товарный вагон»". Друг Скорсезе, актёр ("Ребёнок Розмари") и режиссёр ("Женщина не в себе") Джон Кассаветис после просмотра назвал фильм "полным дерьмом" и посоветовал Мартину не снимать фильмы на темы, в которых он не сведущ. Тогда Скорсезе, скорее, чтобы доказать свою состоятельность в жанре гангстерского боевика, снял фильм "Злые улицы", который во всех отношениях оказался более успешным, чем "Берта...". Тем не менее, после "Злых улиц" Скорсезе зарёкся снимать гангстерские боевики. И, надо отдать должное, свой зарок соблюдал более 15 лет.

Однако, как только Скорсезе прочитал роман Пиледжи "Умник", только что вышедший из печати, он позвонил писателю и сказал, что всю жизнь ждал этого романа. На что Пиледжи ответил, что всю жизнь ждал звонка Скорсезе. И решено было тут же приступить к работе над сценарием. Однако, человек предполагает, а Бог располагает. Случилось так, что именно в этот момент был решён вопрос с финансированием съемок давно лелеямого Мартином Скорсезе фильма - "Последнее искушение Христа". Работу над фильмом по книге Пиледжи пришлось отложить. Опять же, нужно отдать должное, писатель отнёсся к этой задержке с пониманием. 

Как только завершилась работа над фильмом "Последнее искушение Христа", в 1988 году, Скорсезе и Пиледжи вернулись к сценарию будущего фильма. Каждый из них подготовил свою версию сценария, а сопоставив их, пришли к выводу об их практически полном совпадении. 

Работая над фильмом, Мартин Скорсезе стремился соблюсти максимальную достоверность. В целях достижения этой достоверности, в частности, для участия в качестве статистов были привлечены реальные гангстеры. Для получения вознаграждения они, в целях конспирации, предоставили фальшивые банковские реквизиты. Но, что любопытно, все они каким-то образом свое вознаграждение получили.

По оценкам Генри Хилла, реального прототипа главного героя картины, достоверность в фильме составила примерно 90-95%. Впрочем, иначе и быть не могло, поскольку, по словам того же Хилла, Роберт Де Ниро в период съемок звонил ему по семь-восемь раз на дню, уточняя самые мелкие детали, вплоть до того, как его герой держал сигарету или как выдавливал кетчуп из бутылки. Сам Хилл смог отметить лишь несколько недостаточно достоверных, по его мнению, деталей, в том числе, весьма незначительные. В частности, по его словам реальный Томми ДеЗимоун (в фильме Томми ДеВито) был гораздо массивнее, тучнее, актёра Джо Пеши.

Интересная деталь: Генри Хилл консультировал Де Ниро, а до того Николаса Пиледжи на этапе работы над сценарием, совсем не бесплатно. За свои консультации он получил 550 тысяч долларов. Которые, впрочем, считал "сущим пустяком" по сравнению с теми деньгами, которые "зарабатывал", будучи гангстером.

А вот Рэю Лиотте Скорсезе категорически запретил общаться с Генри Хиллом. Скорсезе первый раз работал с Лиоттой, не очень хорошо был знаком с ним и опасался, что тот подпадёт под влияние гангстера. Лиотте пришлось довольствоваться прослушиванием магнитофонных записей разговоров между Генри Хиллом и Николасом Пиледжи. Этих записей было так много, что даже жене Николаса Пиледжи, тоже сценаристу, Норе Эфрон ("Когда Гарри встретил Салли...") хватило на создание сценария фильма "Мой голубой рай".

Стремление к максимальной достоверности обусловило, в частности, и такую особенность фильма "Славные парни": слово "fuck" и его производные используются в фильме в среднем более 2-х раз в минуту. Из-за этого руководство кинокомпании Warner Bros. серьёзно опасалось, что фильм будет выпущен на экраны с очень серьёзными ограничениями, что негативно отразится на его финансовых результатах и 25 миллионов долларов, затраченных на производство фильма, не окупятся. Если вообще фильм попадёт на экраны. Но, благодаря высокой оценке кинокритиков, обошлось. Правда, по требованию цензуры пришлось всё-таки вырезать около десяти эпизодов, содержавших чрезмерно кровавые сцены насилия. И фильму был присвоен рейтинг R (restricted), что означает допуск на киносеанс лиц моложе 17 лет только в сопровождении взрослых. А лексикон фильма, не подвергшийся серьёзному редактированию, на момент выхода фильма на экраны был признан самым ненормативным за всю историю кино. 

Премьера фильма Мартина Скорсезе "Славные парни" состоялась 9 сентября 1990 года на Венецианском международном кинофестивале, где фильм был номинирован на главную премию - Золотого Льва. Однако, решением жюри кинофестиваля под председательством знаменитого американского писателя Гора Видала Золотой Лев был присуждён фильму Тома Стоппарда "Розенкранц и Гильденстерн мертвы". Но Мартин Скорсезе был удостоен Серебряного Льва как Лучший режиссёр.

В начале 1991 года фильм Мартина Скорсезе "Славные парни" получил 5 номинаций на американскую кинопремию Золотой Глобус. Но ни в одной номинации победы не одержал. В важнейших номинациях - Лучший драматический фильм и Лучший режиссёр - Голливудская ассоциация иностранной прессы отдала предпочтение фильму "Танцующий с волками" и его режиссёру Кевину Костнеру. Примерно та же ситуация повторилась и на Оскаре. Правда, Американская киноакадемия присудила фильму Скорсезе одного Оскара из 6 номинаций - за Лучшую мужскую роль второго плана (Джо Пеши). В важнейших номинациях снова победил "Танцующий с волками".

На европейских кинофорумах фильм Мартина Скорсезе "Славные парни" добился более высоких результатов. Британская киноакадемия номинировала фильм на свою премию БАФТА в 7 категориях и в 5 из них присудила победу. В числе этих 5 премий БАФТА были важнейшие - за Лучший фильм и за Лучшую режиссуру. Причём, в конкурсе за премию в номинации Лучший режиссёр Мартин Скорсезе обошёл Джузеппе Торнаторе, режиссёра фильма "Новый кинотеатр "Парадизо", и Вуди Аллена, режиссёра фильма "Преступления и проступки". 

Французская киноакадемия тоже номинировала фильм Мартина Скорсезе "Славные парни" на свою премию Сезар в категории Лучший иностранный фильм, но присудила победу фильму Питера Уира "Общество мёртвых поэтов". Итальянская киноакадемия также номинировала "Славных парней" на свою премию Давид ди Донателло в категории Лучший иностранный фильм, но и здесь победа была присуждена двум другим киноэкранизациям классических литературных произведений: французскому фильму Жан-Поля Раппно "Сирано де Бержерак" и фильму "Гамлет" Франко Дзеффирелли. Но Датская киноакадемия присудила фильму Мартина Скорсезе свою премию Бодиль как Лучшему неевропейскому фильму.

Со стороны наиболее авторитетных и влиятельных кинокритиков фильм Мартина Скорсезе "Славные парни", как указывалось выше, получил сплошь восторженные отзывы. Авторитетный американский кинокритик, Джеймс Берардинелли, оценил фильм максимальными 4-мя звёздами и в своей рецензии охарактеризовал фильм следующим образом: ""Славные парни" так же неотразимы и увлекательны, как любая криминальная драма, которую я когда-либо видел. Сценарий показывает все грани этих персонажей; все они - полностью развитые личности, способные как на великое добро, так и на великое зло. По поводу упрёков в моральной двусмысленности их образа жизни они лишь пожимают плечами. "Славные парни" - это не о мафиозных донах, а о тех, кто существует на более низком уровне. Речь идет о связях, которые образуются между подельниками, и о том, что предательство - самое отвратительное преступление, какое только можно себе представить. Фильм показывает мафию как братство, как мужской клуб, где все заботятся друг о друге."

Известный российский кинокритик Евгений Нефёдов, высоко оценивший достоинства фильма, в качестве главного из них отмечает "последовательное и полное погружение зрителей в атмосферу навязчивого, затягивающего, невероятно привлекательного существования молодых преступников."

Гуру американской кинокритики Роджер Эберт, известный фанат Мартина Скорсезе, посвятил фильму две рецензии, в обеих оценив фильм максимальными 4-мя звёздами и включив его в свой список "Великих фильмов". В первой рецензии, от 1990 года, он отметил, что "Об организованной преступности никогда не снималось лучшего фильма". Во второй рецензии, от 2002 года, Эберт даёт своего рода пояснение к этому тезису: "Этот фильм - обвинение, предъявленное организованной преступности. Но он (фильм) не стоит в отстранённой морализаторской позиции. Фильм объясняет привлекательность преступления для голодного молодого человека, который с детства научился не ненавидеть власть, а завидовать ей."

На эту прямую взаимозависимость между поведением власти и привлекательностью преступления, не важно, в какой стране, обратил внимание в своей рецензии российский кинокритик Алекс Экслер: "Это фильм о том, как это все выглядит на самом деле. Здесь нет нарочитой кровавости (хотя понятно, что у этих ребят руки по локоть в крови, и Скорсезе не стесняется это показать), нет сознательного сгущения красок. Скорсезе фактически рассказывает о том, что он видел в детстве, живя в итальянском квартале Нью-Йорка. И когда понимаешь, что примерно так все оно и происходит на самом деле, становится страшно. Потому что твоему сыну точно так же придется выбирать, с кем он будет: с папашкой, который бьется за кусок хлеба (пусть и не самый черствый, но все-таки кусок хлеба, а не седла барана с трюфелями), или с парнями, ездящими на "шестисотниках" и тратящими за вечер в ночном клубе больше, чем папашка зарабатывает за несколько месяцев упорной работы....совершенно не имеет значения, где именно происходила данная история (кстати, она основана на реальных событиях). Потому что подобные вещи случаются везде, в том числе и в России. Мне в начале девяностых годов (как раз когда появился этот фильм) как-то пришлось наблюдать за реакцией одного своего соседа - это был довольно умный и спортивный парнишка, который вовремя сориентировался и примкнул именно к подобным крутым парням, нарождающейся российской мафии, - так вот он смотрел этот фильм с несказанным восторгом, периодически приговаривая: "Блин, да это ж про меня! Боже, как это все близко! Как это все знакомо!"..." Свою рецензию Алекс Экслер заключает словами: "Прекрасный фильм - можно сказать, классика мафиозного жанра, - ценный именно своей жизненностью и достоверностью. Я считаю, что его обязательно нужно посмотреть...Когда меня утомляет смотреть тот отстой, который сейчас в диких количествах выпускается на экраны, я ставлю кассету именно с этим фильмом."

Не менее высоко, чем профессиональные кинокритики, оценили фильм рядовые кинозрители. Во-первых, необходимо отметить, что опасения продюсеров о проблемах с окупаемостью картины не оправдались. Несмотря на очень жёсткие возрастные ограничения фильм только в США собрал более 46 миллионов долларов, т.е., окупился почти дважды. Во-вторых, 83% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму Мартина Скорсезе "Славные парни" оценки от 8 до 10, а 27% пользователей указанных сайтов оценили фильм по максимуму - "десяткой".

С учетом сказанного рейтинг фильма Мартина Скорсезе "Славные парни" по версии FilmGourmand'а составил 10,879, что позволило ему занять 16-е место в Золотой Тысяче.

Кроме фильма Мартина Скорсезе "Славные парни" в "десятку" лучших кинокартин мирового кинематографа 1990 года вошли следующие фильмы:

- Танцующий с волками. Режиссёр - Кевин Костнер, США. Рейтинг фильма - 9,835; 56-е место в Золотой Тысяче.

- Сирано де Бержерак. Режиссёр - Жан-Поль Рапно, Франция. Рейтинг фильма - 9,232; 119-е место в Золотой Тысяче.

- Пробуждение. Режиссёр - Пенни Маршалл, США. Рейтинг фильма - 8,327; 394-е место в Золотой Тысяче.

- Один Дома. Режиссёр - Крис Коламбус, США. Рейтинг фильма - 8,026; 685-е место в Золотой Тысяче.

- Перекресток Миллера. Режиссёры - Джоэл Коэн, Итэн Коэн, США. Рейтинг фильма - 7,974; 741-е место в Золотой Тысяче.

- Эдвард руки-ножницы. Режиссёр - Тим Бёртон, США. Рейтинг фильма - 7,939; 813-е место в Золотой Тысяче.

- Дежа вю. Режиссёр - Юлиуш Махульский, Польша. Рейтинг фильма - 7,807; 981-е место в Золотой Тысяче.

- Сны Акиры Куросавы. Режиссёры - Акира Куросава, Исиро Хонда, США. Рейтинг фильма - 7,805; 984-е место в Золотой Тысяче.

- Назад в будущее 3. Режиссёр - Роберт Земекис, США.


10 наиболее "киногеничных"*, на наш взгляд, событий 1990-го года:

- Президентские выборы в СССР. Первые и, как оказалось, последние президентские выборы в СССР были проведены чисто по-советски. Три кандидата на этот пост были выдвинуты одной и той же партией - КПСС и одной и той же группой депутатов "Союз". К голосованию по выборам президента страны были допущены только участники Съезда народных депутатов. Из трёх выдвинутых кандидатов двое заявили самоотвод. В результате на безальтернативной основе первым и, как выяснилось, последним Президентом СССР был избран Михаил Горбачев. За его кандидатуру проголосовали 59% от числа имевших право принимать участие в выборах.

- Давка в Мекке. В пешеходном туннеле, связывающем Мекку и палаточный город мусульманских паломников, совершавших хадж, произошла давка, следствием которой явилась, по официальным данным, гибель 1426 человек. Большинство погибших происходило из Юго-Восточной Азии. Это стало крупнейшей за 20 лет массовой трагедией, связанной с проведением хаджа.

- Чёрный Январь. Для подавления антисоветских акций протеста в Баку введены советские войска. В результате 130 человек было убито, около 700 ранено. В результате погромов, организованных азербайджанцами против армянского населения, 50 тысяч армян вынуждены были бежать из Баку.

- Воссоединение Германии. Восточная и западная части Германии воссоединились в одно государство. Берлинская стена снесена.

- Распад СССР. Республики СССР, включая Россию, приняли декларации о суверенитете.

- Ограбление музея Гарднер. Двое грабителей, переодетых в полицейскую форму, проникли в Музей Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне (США). Обезвредив двух охранников, они вынесли с собой тринадцать экспонатов общей стоимостью от 100 до 300 миллионов долларов. До сих пор ни похитители, ни украденное так и не были обнаружены. На месте похищенных картин в музее до сих пор висят пустые рамы.

- Восхождение Ельцина. Борис Ельцин избран Председателем Верховного Совета (Парламента) России.

- Начало Войны в Заливе. В связи с вторжением армии Ирака в Кувейт и последовавшей его оккупацией решением ООН были созданы Многонациональные Силы, возглавляемые США, которые начали сосредотачиваться в Саудовской Аравии с целью нанесения удара по Ираку. 

- Арест "Ростовского Потрошителя". В Новочеркасске был арестован и предан суду серийный убийца Андрей Чикатило, обвинённый в 56 убийствах, совершённых в период с 1981 по 1990 год. На суде были доказаны 52 убийства, на основании чего Чикатило был вынесен смертный приговор, приведённый в исполнение в 1994 году. 

- Штурм штаб-квартиры Штази. Тысячи граждан Германии, узнав о происходящем процессе уничтожения досье осведомителей Штази (Министерство госбезопасности ГДР), ворвались в штаб-квартиру организации в Берлине. 


*-Под "киногеничными" в настоящем контексте мы подразумеваем события, которые либо уже нашли свое отражение в мировом кинематографе, либо вполне заслуживают того, чтобы стать основой сюжета будущего фильма.


Дорогие читатели! Если эта и/или другие публикации блога FilmGourmand показались вам интересными и/или полезными, прошу ставить лайки, подписываться, делиться этими материалами с теми, кого, по вашему мнению, они тоже могут заинтересовать. 

Если у вас публикации блога FilmGourmand'а вызвали замечания, возражения, вопросы, прошу поделиться ими в комментариях или в сообщениях на мой адрес.




Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.