filmgourmand

Category:

Годы и фильмы: 1986

Лучшим фильмом мирового кинематографа 1986 года по версии FilmGourmand'а признана военная драма Оливера Стоуна "Взвод".

Фильм поставлен Оливером Стоуном по его собственному сценарию, основанному на его воспоминаниях об участии во вьетнамской войне. Оливер Стоун воевал во Вьетнаме более года — с сентября 1967 года по ноябрь 1968 года, и был дважды ранен. С войны будущий режиссёр вернулся с несколькими боевыми наградами, среди которых очень почётные «Бронзовая звезда» и «Пурпурное сердце».

К созданию фильма "Взвод" Оливера Стоуна подтолкнул пропагандистский фильм американского ультрапатриота Джона Уэйна "Зелёные береты" (1968). Джон Уэйн отсиделся дома во время Второй мировой войны, после чего считал своим долгом воспевать героизм американских солдат. Его фильм "Зелёные береты", в котором в идиллически-сентиментальном ключе показана вьетнамская война и роль США как распространителя демократии на все страны, страшно возмутила режиссёра-ветерана вьетнамской войны. Он задумал создать фильм, в котором в противовес "Зелёным беретам" была бы показана реальная война, без прикрас.

Первый вариант сценария будущего фильма был написан в 1971 году. Этот сценарий был отправлен Джиму Моррисону с предложением сыграть главную роль в фильме. Прототипом главного героя картины - рядового Криса Тейлора - был сам Оливер Стоун. Почти все действующие лица фильма тоже имели реальных прототипов.

Трудно сказать, как отнёсся знаменитый музыкант к предложению молодого режиссёра. Неизвестно даже, прочитал ли он этот сценарий. Просто вскоре после этого Моррисон был найден мёртвым в своем доме в Париже. Сценарий Стоуна был найден в его вещах посмертно. Спустя 20 лет Оливер Стоун снял фильм "The Doors", посвящённый Джиму Моррисону.

Первоначальный вариант сценария был много раз переработан, и где-то к 1976-му году сложился его окончательный вариант. И начались хождения по мукам. В смысле - по киностудиям в поисках финансирования и готовности снимать фильм по предложенному сценарию. Сначала американские киностудии отказывали Стоуну, ссылаясь на его молодость и неопытность как кинорежиссёра (В самом деле, к началу 80-х годов на счету Оливера Стоуна было всего два полнометражных фильма ужасов, да и те не очень удачные.) Потом американские киностудии стали отказывать Стоуну, на том основании, что тема вьетнамской войны, якобы, была "закрыта" в таких киношедеврах, как "Охотник на оленей" Майкла Чимино (1978) и "Апокалипсис сегодня" Фрэнсиса Форда Копполы (1979), и нет смысла ворошить прошлое. Но всем, в том числе и самому Стоуну, было понятно, что главная причина отказов - слишком болезненная тема. Причём, особую болезненность придает её слишком достоверное и правдивое освещение.

В поисках финансирования будущего фильма по написанному сценарию Оливер Стоун даже заключил с продюсером Дино Де Лаурентисом сделку, согласно которой Стоун практически бесплатно принял участие в создании сценариев для фильмов «Конан-варвар» (1982) и «Год Дракона» (1985), а Де Лаурентис должен был профинансировать производство фильма "Взвод". Однако, к середине 80-х годов финансовое положение продюсера сильно пошатнулось, и своего обязательства он выполнить не смог. 

Помощь пришла со стороны британской кинокомпании Hemdale Film Corporation. Дело в том, что в 1985 году Оливер Стоун совместно с этой кинокомпанией создали фильм "Сальвадор", который вышел на экраны США в марте 1986 года. Фильм "Сальвадор", затрагивавший опять же весьма болезненную для американского истэблишмента тему, особых прибылей не принёс. Но от кинокритиков получил весьма лестные отзывы. Руководство Hemdale Film Corporation, высоко оценившее сценарий фильма "Взвод", решило рискнуть в надежде, что успех будущего фильма позволит увеличить кассовые сборы и фильма "Сальвадор". Собственно, так и случилось. Но главное, на съемки фильма "Взвод" был выделен пусть и очень скромный, но всё же достаточный бюджет в размере 6 миллионов долларов.

Учитывая крайне стеснённые финансовые условия было принято решение снимать фильм на Филиппинах. Тут помог Дино Де Лаурентис, который смог договориться с правительством Фердинанда Маркоса о содействии Стоуну в осуществлении съемок. И это оказалось очень существенным подспорьем, поскольку Министерство обороны США отказалось от сотрудничества в создании фильма. А Вооруженные силы Филиппин предоставили необходимую для съемок военную технику на весьма льготных условиях.

Кстати, следует отметить, что не только Министерство обороны США и не только американские кинокомпании отказались от сотрудничества с Оливером Стоуном в создании фильма "Взвод", но и некоторые американские "звёзды" отказались в нем сниматься. Например, Микки Рурк, Кевин Костнер, Киану Ривз, Джон Кьюсак, Ник Нолти. А Чак Норрис так даже вообще разразился осуждающей речью в адрес Стоуна.

Актеры и съемочная группа прибыли на Филиппины в начале 1986 года, как раз накануне революции, свергнувшей Фердинанда Маркоса. Виллем Дефо рассказывал, что через день или два после прибытия в Манилу он проснулся и увидел, как по улицам катится колонна танков. Ему сказали, что фильм, вероятно, отменили, и что, конечно, никто не может покинуть страну. По некоторым сведениям, Оливеру Стоуну пришлось подкупить новое правительство, чтобы оно разрешило им начать съемки.

Премьера фильма Оливера Стоуна "Взвод" состоялась в США 19 декабря 1986 года. Но в широкий прокат в США фильм поступил только 6 февраля 1987 года. Тогда же, в феврале 1987 года, фильм был представлен на Берлинском международном кинофестивале, где фильм был номинирован на главную премию - Золотого Медведя. Однако, жюри кинофестиваля под председательством замечательного австрийского актёра Клауса-Марии Брандауэра отдало предпочтение советскому фильму "Тема" режиссёра Глеба Панфилова. Но Оливер Стоун на этом фестивале был удостоен Серебряного Медведя за Лучшую режиссуру.

Параллельно с успешным выступлением на Берлинском кинофестивале фильм "Взвод" стяжал оглушительный успех у себя на родине в США. Сначала фильм получил 4 номинации на премию Золотой Глобус, из которых выиграл три, в том числе важнейшие: как Лучший драматический фильм и за Лучшую режиссуру. Затем фильм получил 8 номинаций на премию Оскар, из которых выиграл 4, в том числе опять же важнейшие: как Лучший фильм и за Лучшую режиссуру.

В следующем, 1988-м, году фильм Оливера Стоуна "Взвод" получил британскую премию БАФТА за Лучшую режиссуру и премию Японской киноакадемии как Лучший иностранный фильм.

Что касается отзывов о фильме со стороны профессиональных кинокритиков, то, следует отметить, что, во-первых, подавляющее большинство этих отзывов, хотя и не абсолютно все, имели восторженный характер, а во-вторых, общим местом для всех рецензий было сравнение, с тем или иным знаком, фильма Оливера Стоуна всё с теми же "Охотником на оленей" и "Апокалипсисом сегодня". Например, авторитетный российский кинокритик Сергей Кудрявцев в своей рецензии от 2007 года недоумевал: "Трудно понять беспрецедентный успех (бюджет в размере всего лишь $6 млн. был превзойдён в 23 раза, и по посещаемости фильм ныне находится на 175-м месте за всю историю американского проката) “Взвода” в Америке, которая уже узнала горькую правду о “грязной войне” во Вьетнаме по эпическим картинам “Охотник на оленей” и “Апокалипсис сегодня”.

Недоумение Кудрявцева может свидетельствовать только о том, что критики (по)читают только себя и не читают рецензии других кинокритиков, поскольку задолго до его рецензии были опубликованы отзывы американских кинокритиков. Например, Винсент Канби в The New York Times от 19.12.1986 г. писал: «Взвод»... не похож ни на один другой фильм о вьетнамской войне, и уж точно не имеет ничего общего с ревизионистскими комиксами типа «Рэмбо». И у него нет ничего общего ни с эпосом Фрэнсиса Копполы «Апокалипсис сегодня», который в конечном итоге превращается в романтическую медитацию на мифическую войну, ни с «Охотником на оленей» Майкла Чимино, который больше рассказывает о размышлениях воюющей Америки, чем о самой войне во Вьетнаме."

Или Джеймс Берардинелли, оценивший фильм "Взвод" 4-мя звездами из 4-х возможных, в рецензии от 6 февраля 2003 года писал: "С момента окончания войны во Вьетнаме в начале 1970-х годов в многочисленных фильмах с разной степенью успеха предпринимались попытки запечатлеть один или несколько аспектов наиболее спорного американского конфликта 20-го века. Из этого урожая выделяются три фильма: иногда блестящий, иногда несвязанный «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы, резкий «Охотник на оленей» Майкла Чимино и карающий, самобытный "Взвод" Оливера Стоуна. Из этой троицы фильм Стоуна - самый мучительный и, следовательно, самый эффективный. Если «Апокалипсис сегодня» и «Охотник на оленей» - это как пощечины, то «Взвод» - удар поддых".

Гуру американской кинокритики Роджер Эберт, оценивший фильм Стоуна по максимуму - 4-мя звёздами и включивший его в свой список "Великих фильмов", свою рецензию от 30 декабря 1986 года начал следующими словами: «Именно Франсуа Трюффо сказал, что невозможно снять антивоенный фильм, потому что все военные фильмы, с их энергией и чувством приключения, в конечном итоге превращают бой в забаву. Если бы Трюффо дожил до того, чтобы увидеть "Взвод", лучший фильм 1986 года, он, возможно, захотел бы изменить свое мнение. Этот фильм, который рассматривает бой с уровня земли (мы бы сказали - из окопа - FG), с точки зрения пехотинца, не делает войну похожей на забаву. ...Именно этот фильм должен был быть снят раньше всех остальных. Фильм, в котором говорится - как говорится в Мемориале Вьетнама в Вашингтоне, - что прежде чем вы сможете делать какие-либо обширные, радикальные заявления о Вьетнаме, вы должны начать с понимания сути, а именно, что многие люди пошли туда и были убиты, мертвы, и это то, что значила для них война.»

Известный российский кинокритик Евгений Нефёдов, продолжая линию на сравнение киношедевров о вьетнамской войне, в своей рецензии от 2014 года: "Он (Оливер Стоун - FG) поставил под сомнение усилия голливудских ремесленников периода «рейганомики», прибегавших к неуместной героизации солдат из-за океана, нёсших-де в далёкую азиатскую страну свободу и демократию, вернувшись к суровой, местами шокирующей правде «Апокалипсиса сегодня» ...По его глубокому убеждению, важно не просто признать ошибки и изобличить преступления родной страны, тем более – не расписаться в безнадёжности любых попыток исправления человеческой природы. Главное – извлечь из истории уроки и сделать всё, что зависит от тебя лично (как от художника и гражданина), чтобы не допустить повторения негативного опыта истории. Неважно – где: в Азии, Латинской Америке или на Уолл-стрит."

Что касается оценки фильма Оливера Стоуна "Взвод" рядовыми кинозрителями, то моё внимание привлекла следующая информация. По опросу журнала "Soldier Of Fortune" ("Солдаты Удачи"), фильм понравился только каждому четвёртому опрошенному ветерану вьетнамской войны. 60% американских ветеранов вьетнамской войны заявили, что фильм им не понравился. Еще 11% заявили, что фильм неплох, но к действительности отношения не имеет. Впрочем, аудитория этого журнала весьма специфическая - наёмники, бойцы разных ЧВК и ЧОП и т.п. Но из этого опроса можно сделать вывод, что большинство американских ветеранов вьетнамской войны отождествляет себя с героем Тома Беренджера. И лишь четвёртая часть ветеранов солидаризируется с героями Виллема Дефо и Чарли Шина. 

Но нас всё-таки больше интересуют оценки не всяких там "диких гусей", а нормальных, адекватных зрителей. А оценка фильма адекватными зрителями характеризуется следующими цифрами. При бюджете в 6 миллионов долларов фильм только в Северной Америке собрал 138,5 миллионов долларов. 73% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10.

С учётом сказанного, рейтинг фильма Оливера Стоуна "Взвод" по версии FilmGourmand'а составил 9,477, благодаря чему он занял 87-е место в Золотой Тысяче.

Кроме фильма Оливера Стоуна "Взвод" в "десятку" лучших фильмов мирового кинематографа 1986 года по версии FilmGourmand'а вошли следующие картины:

- Жертвоприношение. Режиссёр Андрей Тарковский, Швеция. Рейтинг фильма - 9,293; 106-е место в Золотой Тысяче.

- Жан де Флоретт. Режиссёр Клод Берри, Франция. Рейтинг фильма - 9,187; 126-е место в Золотой Тысяче.

- Ханна и ее сестры. Режиссёр Вуди Аллен, США. Рейтинг фильма - 9,146; 134-е место в Золотой Тысяче.

- Вне закона. Режиссёр Джим Джармуш, США. Рейтинг фильма - 8,419; 352-е место в Золотой Тысяче.

- Чужие. Режиссёр Джеймс Кэмерон, США. Рейтинг фильма - 8,316; 396-е место в Золотой Тысяче.

- Останься со мной. Режиссёр Роб Райнер, США. Рейтинг фильма - 8,173; 497-е место в Золотой Тысяче.

- Манон с источника. Режиссёр Клод Берри, Франция. Рейтинг фильма - 8,166; 502-е место в Золотой Тысяче.

- Курьер. Режиссёр Карен Шахназаров, СССР. Рейтинг фильма - 8,136; 542-е место в Золотой Тысяче.

- Сошедшие с небес. Режиссёр Наталья Трощенко, СССР. Рейтинг фильма - 8,023; 687-е место в Золотой Тысяче.



10 наиболее "киногеничных"*, на наш взгляд, событий 1986-го года:


- Чернобыль. В СССР произошёл взрыв на Чернобыльской АЭС (Украина), явившийся следствием ошибок при проведении испытаний на безопасность. Вследствие замалчивания коммунистическими властями Советского Союза истинных причин, масштабов и последствий аварии в первые 3 месяца после взрыва умер 31 человек, принимавших участие в ликвидации последствий. По некоторым сведениям, в течение следующих 15 лет от лучевой болезни погибли ещё не менее 4056 человек. Ущерб от аварии составил почти 7 миллиардов долларов. Не менее 350 000 человек насильственно переселены из районов, прилегающий к месту аварии. После аварии следы радиоактивных отложений, уникальных для Чернобыля, были обнаружены почти в каждой стране северного полушария.

- Катастрофа «Челленджера». В США на 73-й секунде полёта взорвался шаттл «Челленджер». 7 астронавтов погибли.

- Покушение на Пиночета. В Чили леворадикальная организация Патриотический фронт имени Мануэля Родригеса организовала покушение на Аугусто Пиночета. 5 телохранителей диктатора были убиты, 11 ранены. Сам Пиночет и его 10-летний внук серьезно не пострадали.

- Убийство Улофа Пальме. В Стокгольме по дороге домой из кинотеатра убит премьер-министр Швеции Улоф Пальме.

- Революция EDSA. На Филиппинах продолжительная кампания гражданского сопротивления насилию режима и фальсификациям на выборах привела к уходу в отставку Фердинанда Маркоса, концу его 20-летней диктатуры и восстановлению демократии.

- Катастрофа на озере Ниос. Редкое стихийное бедствие произошло в западноафриканской стране Камерун, когда большое облако углекислого газа вырвалось из озера Ниос и накрыло близлежащие деревни, убив 1746 человек, 99% населения деревень. Кроме того, погибло 3500 голов скота.

- Операция «Каньон Эльдорадо». В ответ на серию терактов, организованных, якобы, ливийской разведкой, в результате которых погибло 6 американцев, авиация ВВС и ВМС США нанесла бомбовые удары по Триполи и Бенгази. Всего в операции участвовало свыше 100 самолётов. Было сброшено до 150 тонн авиабомб. Погибло 40 ливийцев, в т.ч. дочь Муаммара Каддафи.

- «Иран-контрас». Президент США Р. Рейган объявил о создании комиссии для расследования обстоятельств дела «Иран-контрас», когда США тайком продавали оружие Ирану в обход эмбарго (которое сами же и наложили), чтобы финансировать никарагуанских повстанцев (что запретил делать конгресс США).

- Гибель «Адмирала Нахимова». В районе Новороссийска (СССР) затонул круизный лайнер «Адмирал Нахимов». Погибло 423 человека.

- Угон самолёта Boeing 747 в Карачи.  Самолёт Boeing 747-121 американской авиакомпании Pan American, выполнявший пассажирский рейс из Бомбея (Индия) в Нью-Йорк (США), во время промежуточной посадки в Карачи (Пакистан) был захвачен группой боевиков Организации Абу Нидаля. Целью угонщиков было направить авиалайнер в Израиль и обрушить его на один из городов. Однако лётный экипаж успел покинуть самолёт, тем самым лишив угонщиков возможности вылететь из аэропорта. Террористы удерживали самолёт 17 часов, под конец открыв стрельбу по пассажирам, после чего пакистанский спецназ начал штурм. 43 человека погибли (в том числе 12 индусов), 120 были ранены. 


Кроме того, умер Андрей Тарковский.


*-Под "киногеничными" в настоящем контексте мы подразумеваем события, которые либо уже нашли свое отражение в мировом кинематографе, либо вполне заслуживают того, чтобы стать основой сюжета будущего фильма.


Дорогие читатели! Если эта и/или другие публикации блога FilmGourmand показались вам интересными и/или полезными, прошу ставить лайки, подписываться, делиться этими материалами с теми, кого, по вашему мнению, они тоже могут заинтересовать. 

Если у вас публикации блога FilmGourmand'а вызвали замечания, возражения, вопросы, прошу поделиться ими в комментариях или в сообщениях на мой адрес.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.