filmgourmand

Category:

Страны и фильмы: Германия

Лучшим фильмом германского кинематографа, согласно FilmGourmand'у, является "Жизнь других" (2006 год) режиссёра Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка. Причём для Доннерсмарка это был дебютный полнометражный кинофильм. Фильм вышел на экраны берлинских кинотеатров 15 марта 2006 года. 

Фильм триумфально прошёл практически по всем кинофестивалям Европы, Азии и обеих Америк, собрав в общей сложности 77 кинонаград. Назовём лишь наиболее престижные и значительные из них. 2006 год: премия Европейской киноакадемии как лучшему Европейскому фильму, 7 премий Германской киноакадемии, в том числе как Выдающемуся фильму и за Лучшую режиссуру. 2007 год: премия Оскар как Лучшему фильму на иностранном языке, датская премия Бодиль как Лучшему неамериканскому фильму, итальянская премия Давид ди Донателло как Лучшему европейскому фильму. 2008 год: британская премия БАФТА как Лучшему фильму на иностранном языке, французская премия Сезар как Лучшему иностранному фильму. И вот что любопытно: отборочные комиссии Берлинского и Каннского кинофестивалей отказались включить этот фильм в свои программы. Интересно, почему?  

Недавно в одной из передач российского телевидения были приведены сравнительные данные о количестве штатных и внештатных агентов на 1000 человек населения у спецслужб гитлеровской Германии (Гестапо), СССР (НКВД/КГБ) и ГДР (Штази). Чтобы не вводить никого в заблуждение, точные цифры приводить не буду - не запомнил. Но я абсолютно точно запомнил, что у Штази этот показатель превышал суммарный показатель Гестапо и НКВД/КГБ. И, скажем так, "профессионализм" сотрудников Штази в таких делах, как прослушки, пытки, в том числе психологические, провокации и прочие гадости в отношении тех, кого назначено было считать врагами государства, намного превосходил аналогичные "компетенции" и гестаповцев, и энкаведешников. Именно поэтому, наряду с подавляющим большинством восторженных отзывов кинокритиков попадаются и резко негативные. Причём, в основном негатив объясняется неверием в возможность проявления человечности у людей, связанных со Штази, да и вообще, со спецслужбами. 

Интересное предположение о причинах успехов фильма и, одновременно, о причинах решения отборочной комиссии Берлинского кинофестиваля содержится в рецензии одного из авторитетнейших российских кинокритиков Андрея Плахова. "Только среди ветеранов бывшей ГДР можно было услышать скепсис в адрес этого сказочного фильма. Для нового поколения зрителей ужасы тоталитаризма отошли в область мифов и притч, мелодрам и триллеров. Это хорошо почувствовал режиссер с аристократической фамилией Флориан Хенкель фон Доннерсмарк, родившийся в Кельне, никогда не живший в ГДР, а учившийся в Оксфорде, Мюнхене и Санкт-Петербурге....На волне последних шпионских скандалов история "Штази", казалось бы, должна оставаться кладезем все новых и новых разоблачений. Так мыслит стандартный ремесленник, в то время как актуальный тренд найден на противоположной дороге, где вместо храма стоит памятник перековавшемуся чекисту."

Финансовые показатели картины тоже более, чем впечатляющие. При бюджете в 2 миллиона долларов, он собрал по всему миру более 77 миллионов долларов! В этих 77 миллионах кроются и 300 тысяч долларов, собранных картиной в России и других странах СНГ. Не премину сравнить: вышедшая на экраны в том же 2006 году "Блондинка в шоколаде" собрала только в России (без СНГ) 1,5 миллионов долларов (и во всём остальном мире - ещё 200 тысяч долларов). То есть, в России "Блондинка", рейтинг которой, что по версии IMDB, что по версии Кинопоиска, не превышает 1,8, собрала в 5 раз больше зрителей, чем фильм, признанный шедевром во всем мире. Чем это можно объяснить: особым пристрастием российских кинозрителей к дерьму? Или политикой российских кинопрокатчиков, перетрусивших выпускать в широкий прокат фильм про злодеяния Штази и её партийных начальников? Все же знают, у кого, помимо прочих, было в кармане и удостоверение сотрудника Штази. Причем, на экраны российских кинотеатров фильм вышел в июле 2007 года, когда уже было известно о большинстве полученных фильмом наградах. И попутно отмечу: более, чем скромный бюджет картины объясняется тем, что все занятые в ней актёры согласились сниматься всего лишь за 20% от их обычных профессиональных ставок.

Не могу не процитировать уважаемого нами Роджера Эберта. В своей рецензии на фильм, написанной в 2007 году, он пишет, что несмотря на то, что в картине изображается, судя по всему, 1984 год, "фильм актуален и сегодня, так как наше правительство игнорирует habeas corpus, практикует тайные пытки и требует права прослушивать и прослушивать своих граждан." Заметим, что этот кинокритик обратил внимание на эти "шалости" американского правительства задолго до Сноудена. И ещё из его рецензии на фильм: "«Жизнь других» - мощный, но тихий фильм, построенный из скрытых мыслей и тайных желаний....Он показывает, как в конце концов рухнула Стена (Берлинская - FG), но не под действием удара и натиска, а из-за шепота." А власти по-прежнему верят в надёжность Стен.

Кинозритель по всему миру высоко оценил фильм "Жизнь других". 80% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого и других показателей успеха картины её рейтинг по версии FilmGourmand'a составил 11,296, благодаря чему она заняла высокое 3-е место в Золотой Тысяче.

Кроме фильма "Жизнь других" в Золотую Тысячу FilmGourmand'а вошли ещё 24 фильма, снятых кинематографистами Германии. Список этих фильмов можно найти здесь.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.